Хочешь посмотреть фотоальбомы? Нажимай на меня - откроется фотогалерея...

Владивостокская крепость. Форты и укрепления

Развалины покинутых фортов

Дополнительная информация к форуму
Приморье - крайний юго-восточный район России, на стыке двух стихий: величайшего материка и величайшего океана, расположенный на востоке Азии, омываемый водами Японского моря. Площадь 165 тыс. кв.км. Население - 2,28 млн. чел. Административный центр – город Владивосток.

Территория Приморья - преимущественно горная (горные хребты и их отроги, вулканические плато, увалы занимают около 80%). Средняя высота над уровнем моря - около 500 метров. Высшая точка края - гора Аник, 1933 м. Главная река края - Уссури. На границе с Китаем расположено большое озеро Ханка. Климат - умеренный муссонный.


    Владивостокская крепость. Форты и укрепления

Сообщение Автор Lesik-Leshik 08 дек 2009, 08:28

Владивостокская крепость. Форт № 3, 5, 7 и другие...

Форты находится на Русском острове. В данный момент они закрыты из-за строительства моста. Но раньше в них проходили интересные экскурсии для любых желающих...

Lesik-Leshik  АВТОР ТЕМЫ
Олеся
Олеся 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Spika 01 июл 2013, 09:41

Форт №11 – один из шести фортов, построенных на острове Русском. Форт расположен в южной части острова, севернее мыса Тобизина, на который в случае нападения легко мог высадиться десант неприятеля. Из-за скалистых и крутых берегов полуострова на нем невозможно разместить тяжелую артиллерию, а из-за близости Тобизина к берегу японцы не смогли бы разбить там лагерь. Поэтому форт спроектирован по облегченной конструкции - под защиту от обстрела из корабельных крупнокалиберных орудий на дальних дистанциях и из среднего калибра полевых орудий на ближних дистанциях.

Строительство форта началось в 1910 году, после одобрения Николаем II решения об укреплении Владивостокской крепости 28 июня 1909 года. Общий бюджет проекта по укреплению восточных рубежей России был сродни нынешним – около 100 млн. рублей, огромные по тем временам деньги. Постановлением Совещания министров в августе 1909 г. были определены сроки работ – 10 лет.

Форт был спроектирован новым по тем временам способом, специально для неровного рельефа Русского острова – все сооружения, рвы, линии огня полностью повторяли изгибы местности. В настоящее время экскурсии по форту проводятся на глубине до 11м, истинная же глубина сооружения гораздо больше.

Форт Князя Святослава Игоревича имеет необычную форму – сильно растянутый многоугольник. Форт вытянут по фронту на 800 метров и прикрыт рвами с фронта и с тыла. Стрелковый бруствер форта №11 – самый длинный среди аналогичных сооружений во Владивостоке (около 350 метров!) и имеет самое большое количества артиллерийских барбетов. Форт рассчитан на роту пехоты, 10 единиц скорострельных пушек и 8 единиц противоштурмовых. Из подбрустверной галереи ведет несколько выходов-сквозняков, где предполагалось укрывать орудия.

На левом фланге есть изолированное убежище для пушек, правый же фланг так и не был достроен. Там предполагался смежный с остальным укреплением отсек с бруствером, подбрустверной галереей, убежищами для барбета и пушек.

Это один из самых крупных фортов. Мы так долго шли по верху бетонного ограждения.

Spika  
Татьяна
Татьяна 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Spika 01 июл 2013, 09:46

Какие-то странные растения здесь растут, прям как в тропиках.
Spika  
Татьяна
Татьяна 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Pthelovod 01 июл 2013, 09:49

Проектирование форта №11 и дальнейшее руководство процессом застройки поручили военному инженеру капитану Ушакову. Строительство продвигалось небывалыми по тем временам темпами.

1910 г. – составление проекта, утверждение финансовой сметы, подготовка расходных материалов, возведение временных сооружений.

1911 г. – кладка фундамента, отрыв котлована подбрустверной галереи.

1912 г. – бетонирование бруствера, раскапывание рвов и террасы для создания искусственного препятствия.

1913 г. – построены 2 убежища для артиллерии, продолжается бетонирование бруствера.

1914 г. – усиление каменной кладкой фронтальных стен строения, земляные работы на придаточном укреплении.

В 1914 году началась Первая мировая война, в связи с чем капитан Ушаков был вынужден отъехать в действующую армию. На посту руководителя строительства Владивостокской крепости его сменил военный инженер капитан Шелавин.

1915 г. – каменные и бетонные работы продолжаются.

1916 г. – полностью готовы бруствер и потерн.

1917 г. – чистовая отделка построенных объектов.

С 1914 года из-за войны темпы строительства и размер финансирования значительно снизились. Пришлось отказаться от постройки казармы и тыльного капонира, но даже в таком виде форт №11 был мощным оборонительным сооружением.

В 1917 г. форт был законсервирован. В 1923 г. Владивостокская крепость была упразднена, и форт подвергся разграблению. На время Второй мировой войны форт снова начал активно использоваться. До начала 90-х гг. он был на балансе у военных, позднее был признан памятником культуры. К нынешнему времени форт постепенно приходит в упадок, страдая от набегов вандалов.

Достройкой форта в разные годы руководили Ф.Д. Шабанов, Е.Д. Алабушев, А.Л. Федотов.

В 1934 году в преддверие Второй мировой войны форт снова вернули к жизни – он стал опорным пунктов построенной недалеко от него Ворошиловской батареи. В годы войны здесь располагался госпиталь для раненых на 200 коек.

Легенда гласит, что именно из-за тяжелых артиллеристских батарей, установленных в 30-е гг. на острове Русском, японцы не рискнули напасть на Владивосток и повернули на Перл-Харбор. Кто знает, может, именно этот форт круто изменил мировую историю?...

Форт №11 – яркий пример российского гения инженерной мысли. Всего за 7 лет было возведено колоссальное по своим масштабам и значимости сооружение, которое незыблемо и безмолвно охраняет покой жителей Владивостока уже больше 100 лет. С форта №11 в годы войны не было сделано ни единого выстрела – так потрясла мощь и величие этого объекта обороны наших противников. Возможно, еще через 100 лет для России снова возникнет угроза вторжения – и тогда спящий долгие годы форт пробудится для защиты рубежей родины от вражеского нашествия.
Pthelovod  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Spika 01 июл 2013, 09:51

Пробраться сюда, незамеченными, со стороны моря не реально.
Spika  
Татьяна
Татьяна 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Pthelovod 01 июл 2013, 09:52



 
Владивостокская крепость. Форты и укрепления - fort11-s[1]
Pthelovod  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Pthelovod 01 июл 2013, 10:04

Расположен на высоте в 1,2 км севернее основания мыса Тобизина.

Строитель и проектировщик — военный инженер капитан И.Н.Ушаков. В последствии достройкой руководили — Ф.Д.Шабанов, Е.Д.Алабушев и Н.Н.Шелавин, генерал-майор А.Л.Фёдоров.

Основная функция — запирать долину Новый Джигит. Рассчитан на роту пехоты, десять 3-дюймовых скорострельных пушек и восемь 3-дюймовых противоштурмовых пушек. Форт вытянут по фронту на 700 метров, прикрыт рвом с фронта и с горжи. Во фронтальном рве должны были располагаться одиночный (на две 75-мм пушки и пулемёт) и двойной (пять 57-мм пушек и два пулемёта) кофры. Горжевой ров должен был прикрывать за эскарпный двойной кофр (четыре 57-мм пушки и два пулемёта). Однако сами кофры построить не успели, лишь набить котлованы и проложить к ним потерны из под брустверной галереи. От запроектированной изначально казармы отказались, а заменяющие её сооружения построены не были. На правом фланге должно было быть отдельное смежное укрепление с бруствером, под брустверной галереей, убежищем для пушек и барбета. Бруствер этого форта (около 350 метров) — самый длинный среди владивостокских фортов и имеющий больше всего артиллерийских барбетов. Из под брустверной галереи устроено несколько выходов-сквозников, в некоторых из которых предполагалось укрывать орудия. На левом фланге имеется изолированное убежище для пушек, с которого можно было фланкировать горжу форта. На придаточном укреплении правого фланга были выполнены лишь земляные и скальные работы. Промежутки между фронтальным и горжевым рвами должны были заполняться проволочным заграждением.

В советское время здесь располагался узел связи Ворошиловской батареи, убежище госпиталя для раненых на 200 коек; временно располагался КП ВСБО (до посадки его на форте Русских). В настоящее время полностью свободен для посещения. Зарос травой и кустарником; в районе горжи форта на данный момент раскатывают новую дорогу.
Pthelovod  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Pthelovod 01 июл 2013, 10:12

Подземного тоннеля на Русский остров во Владивостоке нет
Мифы подземелья развеяли


ВЛАДИВОСТОК. 21 марта. ВОСТОК-МЕДИА. Неля Кенжебаева — В Приморской краевой публичной библиотеке им. Горького прошла лекция «Мифы и легенды подземного Владивостока». Встреча собрала полный зал и прошла в виде диалога со слушателями.

Самым интересным для собравшихся мифом, который развеяли на встрече, стал миф о том, что Владивосток стоит на воздушных тоннелях.

«Истории, что столица Приморья, в прошлом — закрытый город с богатой историей, таит под собой загадки, слышали во многих городах России. И, приезжая на экскурсию, туристы очень разочарованно вздыхают, узнав, что это не так, — начал выступление директор диггер-клуба Артур Романенко. — Но интересно и то, что в эти легенды верят сами жители города».

Рождению этого мифа способствовало наличие множества подземных сооружений, которые в советское время активно использовались. Штатскому на эти объекты, конечно же, доступа не было. А люди натыкались на входы в подземелья везде: на острове Попова, на острове Русском, на острове Елены, в самом Владивостоке, в его пригородах. Несмотря на то, что подземные сооружения имели разное назначение, конструкция казематов и порталов была одна. Поэтому и создавалось впечатление гигантского подземного хода.

Но строительство столь грандиозного тоннеля не могло состояться по нескольким причинам. Во-первых, с точки зрения экономики это был проект из области фантастики. Как сказал Артур Романенко: «Это стоило бы, как двадцать мостов через бухту Золотой Рог».

Во-вторых, если бы такой ход существовал, при захвате одного объекта враг получал огромное преимущество и мог беспрепятственно попадать в другие объекты. «Все сооружения сугубо локальны и тоннелей между ними нет»,- закончил развенчивать первый, и самый главный, миф «знаток подземных ходов».

Следующий миф, гуляющий в народе, гласит: «Существует некий подземный тоннель, ведущий из Владивостока на остров Русский». Но и его профессиональные исследователи подземелья развеяли. И действительно, не обязательно быть членом диггер-клуба, чтобы разобраться в подобных легендах. Достаточно иметь критический склад ума и разбираться в истории родного края. Порой взгляд на какие-либо сооружения с финансовой или стратегической точки зрения может сам по себе развеять миф.

«Существует множество очевидцев, которые лично ездили по туннелю на остров. Причем у всех разные теории. Одни говорят, что ширина тоннеля так велика, что без проблем разъезжаются два грузовика. Другие же утверждают, что с трудом можно пройти высокому мужчине. Но на вопрос, где же все-таки выход и вход в загадочный портал, никто ни разу не ответил, — поделился жизненными историями второй выступающий, представитель диггер-клуба Виталий Теплов. – Из этого можно сделать вывод, что тоннеля под морем нет и быть не могло. Это подтвердили и наши исследования».

Очередной миф — цемент фортов Владивостока замешан на яйце. Поэтому бетон получился таким прочным. В состав бетона, который использовали при строительстве укреплений, входили песок, щебенка и цемент из города Новороссийск. Никакого яйца там не было, но все-таки «секретный» ингредиент существовал. И песок, и щебенка были гранитными.

Это не все легенды, которые опровергли на лекции. Выступающим не хватило и трех часов, чтобы рассказать обо всех тайнах подземелья нашего города.

Для дальнейшего изучения тайных ходов города организаторы приглашают на последующие лекции.

Так, 17 апреля в 18.30 состоится лекция «Новый остров Русский». Это дополненная лекция об изменениях, касающихся фортификации и дорожной сети острова Русский. Читают Виталий Теплов, Артур Романенко.

22 мая в 18.30 — «Миноносец 208. Погружение в историю». Подводное историко-культурное наследие Владивостока на примере исследования жертвы Русско-Японской войны – миноносца 208 (приглашены члены секции подводного поиска РГО-ОИАК). Читает Роман Фадеев. Приходите – будет очень интересно!
Pthelovod  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Pthelovod 01 июл 2013, 10:16

Подземелья, пещеры и подземные ходы с древности привлекают к себе внимание человека. Они хранят археологические находки, секреты прошлых веков и, конечно же, сокровища. И хотя Владивосток не очень старый, он тоже скрывает под землей свои тайны. Самое знаменитое подземелье Владивостока - это легендарный подземный ход на Русский остров. Легенда говорит о том, что он был построен при царе-батюшке, во время возведения на полуострове Муравьева-Амурского на Русском острове владивостокской крепости. Существует много историй об этом ходе. По этому ходу тайно перебрасывались войска во время русско-японской войны, секретно пробирался Сергей Лазо во время гражданской , чтобы агитировать белых офицеров, а во время Второй мировой по нему ездили уже целые колонны грузовиков, чему есть масса свидетелей. На самом деле никакого подземного хода на Русский не существует. ОТВ Приморья, 01.06.2011
Pthelovod  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Pthelovod 01 июл 2013, 10:18

25 января 2013
ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЛАДИВОСТОКА ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОЛНЫ ТАЙН И ЖИДКОЙ ГЛИНЫ

Максим БАРЫЛЕНКО [текст],
фото предоставлены Владивостокским диггер-клубом

В течение многих лет накапливались мифы и легенды о подземном Владивостоке. Слухи возникали из-за того, что в большинстве не видных глазу сооружений служили военные, которые не имели права разглашать информацию о том, что происходило там на самом деле. В нашем городе таких объектов чрезвычайно много: по приблизительным расчетам более 700. В основном это бывшие объекты береговой обороны, командные пункты, бомбоубежища и дореволюционные фортификационные сооружения. А один из выходов подземного командного пункта Крайкома ВКПБ вел в нынешнее здание ДВФУ на Суханова, 8.

В 90-е годы многочисленные легенды и вымыслы о владивостокских катакомбах стали попадать в СМИ. В конце прошлого века было много разговоров и журналистских материалов о тоннелях к островам Русский и Попова, далее — в Китай и даже Японию. Иногда материал подавался так: журналист якобы встречал дедушку (лучше если в чине полковника КГБ в отставке), вскоре ветеран вспоминал, как в молодости служил во Владивостоке и, (теперь уже можно) готов рассказать страшную тайну. Степень достоверности таких материалов оставляла много вопросов, однако читать подобные тексты людям всегда интересно. И сейчас о том, что же собой представляет подземный Владивосток, правдивая информация есть только у исследователей фортификации. Попытки внести хоть какую-то ясность в эти истории предпринимают в том числе и владивостокские диггеры. Они уже не раз устраивали на данную тему открытые лекции в библиотеках города.

Одной из самых известных легенд, по мнению директора Владивостокского диггер-клуба Артура Романенко, считается история о бункере для партийных бонз у сопки Почтовой. Ходили разговоры о том, что под зданием Крайкома ВКПБ (нынешний банк «Приморье» на Светланской, 47) руководство края перед Великой отечественной войной построило целый подземный город с выходом к Спортивной гавани. В этом сказочном подземном зазеркалье, по слухам, был даже кинозал.

В ОЖИДАНИИ ВОЙНЫ

В 1938 г. советско-японские отношения обострились: произошел военный конфликт у озера Хасан. Противостояние длилось два месяца и унесло множество жизней и в той и в другой армии. Японские сухопутные силы могли напасть на Владивосток со стороны Ханкайской низменности. Также вражеский флот мог заблокировать и лишить управления южный Тихоокеанский флот (в то время у СССР их было два: северный в Советской гавани и южный во Владивостоке).

По воспоминаниям современников, в конце 30-х и начале 40-х годов во Владивостоке было тревожно. Приморский краевой архив вывезли в Томск, Хабаровск и Иркутск. Кстати, большая его часть до сих пор продолжает храниться там.

В этой обстановке было принято решение о создании подземного командного пункта для Крайкома ВКПБ в недрах горы Почтовой. Бункер должен был быть соединен со зданием на Ленинской, 47 — для высших партийцев строили мощный автономный комплекс, имеющий повышенную живучесть. Цель была прагматична: в случае войны высшее партийное руководство в течение нескольких месяцев могло укрываться в толще скалы и продолжать свою работу.


ЗАМУРОВАЛИ...

Начало строительных работ, скорее всего стартовало в конце 1939 года, считает Артур Романенко. Сооружение возвели военные железнодорожники 66-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона особого железнодорожного корпуса. Он относился не к Народному комиссариату обороны, как это обычно было принято, а к Комиссариату путей сообщения. Также в работах участвовали выписанные из Москвы специалисты Метростроя. Строительство командного пункта началось с улицы Петра Великого (1 Мая).

В НКВД тоже опасались войны. Поэтому внутри горы Почтовой исторически первым подземным объектом был не командный пункт Крайкома партии, а бомбоубежище НКВД. Оно находится под правым крылом здания нынешнего Дальневосточного федерального университета по улице Суханова, 8. Аварийный ход как раз вел на улицу Первого мая, к Крайкому ВКПБ, на случай если штаб-квартира чекистов будет атакована. Все эти ходы, как утверждают диггеры, тогда и соединили. Общая протяженность тоннелей составила около полутора километров, а площадь — более 2000 м2. Глубина тоже впечатляет — больше 70 м относительно поверхности горы. Закончили строительство примерно в 1942 году.

Небольшое отступление: в 1939 году здание по улице Суханова, 8 было занято главным управлением НКВД. Неблагонадежных профессоров и студентов ДГУ (Дальневосточного госуниверситета) в те шальные годы вышвырнули из здания на улицу и отправили организовывать учебный процесс в Чите. Вернули помещение с подвалами-убежищами и снова открыли вуз лишь в 1956-м году.

Так что слухи о подземном городе в центре Владивостока были не безосновательными. Выход к морю тоже имелся, но только не к Спортивной гавани, а к Корабельной набережной: в крайнем случае можно было уйти морем. «Кинотеатром» же оказался небольшой зал с проектором.

КОЕ-ЧТО ОСТАЛОСЬ «МЕТАЛЛИСТАМ»

— В особо секретный правительственный объект «Владивосток-2» (именно так он назывался в незапамятные времена) мы попали, не найдя арендатора, в декабре 2004 года через один из входов в Почтовом переулке, недалеко от Академии искусств, — рассказывает Артур Романенко. — С нами был сотрудник милиции и съемочная группа местного телевидения. Внутри горел свет, но никого не было. Выяснилось, что этот уникальный объект банально разграблен на металлолом еще в начале 2000-х.

Сейчас от банка «Приморье» до выхода на Корабельную набережную все затоплено, причем не водой, а жидкой природной глиной. Предположительно она копилась здесь более 40 лет. В 60-е насосы были демонтированы и эту часть тоннеля обслуживать перестали. Кстати, Банк «Приморье» уже планировал откачать всю жижу, которая топила им подвал, но удовольствие оказалось дорогим.

— На следующий год мы направились в Росимущество, — рассказывает Артур Романенко. — У нас была идея придать «Владивостоку-2» статус объекта культурного наследия. Но выяснилось, что помещения командного пункта поделены между Министерством обороны и МЧС. С 1984 по 2000 гг. бывший командный пункт ВКПБ 16 лет по документам использовался как Пульт управления ГО и ЧС, а в 2000-м был покинут.

«Владивосток-2» нужно, безусловно, сохранить, ведь в России подобных командных пунктов правительственного назначения, открытых для свободного посещения с экскурсиями, всего три. Помимо нашего есть еще бункеры Сталина в Самаре, под зданием местного Обкома, и в московском метро в Измайлово. Конечно, в любом нашем субъекте есть подземный командный пункт, но они, как правило, все действующие. Само их расположение — государственная тайна, — рассказывает директор диггер-клуба.


ТОРГОВЛЯ — ДВИГАТЕЛЬ РЕКЛАМЫ

Как же о сверхсекретном военном объекте узнали обычные граждане, да еще до развала СССР? Ответ на этот вопрос члены диггер клуба узнали совершенно случайно. На одну из экскурсий к ним пришла группа людей из владивостокского ГУМа, среди которых был главный инженер. Он и пригласил диггеров в гости.

На третьем этаже магазина закрыли склад гражданской обороны. Среди противогазов и других средств химзащиты были обнаружены документы с планами учений по ГО. В них указывалось, что в случае ядерного нападения 647 человек должны спасаться в убежище № 173, вход с улицы Уборевича, 6 (один из входов в партийный бункер).

— Сопоставив некоторые даты, мы постарались восстановить картину событий, — рассказывает Артур Романенко. — Известно, что в 1969 году произошел пограничный конфликт на острове Даманском. Поэтому в 70-х занятия по гражданской обороне возобновились. При составлении планов выяснилось, что 1557 работников ГУМа размещать некуда: у магазина никогда не было своего бомбоубежища. К тому моменту функции Крайкома частично распределили между другими структурами и содержать большой штат в командном пункте особого смысла уже не было. Тогда и приняли неоднозначное решение: часть секретного командного пункта, где размещался жилой блок для гарнизона, переделать под бомбоубежище Видимо, когда проводились учения, работники торговли и узнали про объект. С тех пор по городу ходят слухи. Уникальный случай, когда торговля — двигатель рекламы.
Pthelovod  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 

  Владивостокская крепость

Сообщение Автор Pthelovod 01 июл 2013, 16:49

Pthelovod  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 

Предыдущая страницаСледующая страница

 

Вернуться в Все о нашем Приморском крае (в общем)

  • Похожие темы
    Ответов
    просмотров
    Последнее сообщение
  • Блок специализированной информации форума Кировского района ( ограниченная навигация и спецссылки )