Страница 12 из 25

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 08 дек 2009, 13:28
Автор Selik-Leshik
Владивостокская крепость. Форт № 3, 5, 7 и другие...

Форты находится на Русском острове. В данный момент они закрыты из-за строительства моста. Но раньше в них проходили интересные экскурсии для любых желающих...

DSC_1890.JPG

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 14:41
Автор Татьяна Лешванова
Форт №11 – один из шести фортов, построенных на острове Русском. Форт расположен в южной части острова, севернее мыса Тобизина, на который в случае нападения легко мог высадиться десант неприятеля. Из-за скалистых и крутых берегов полуострова на нем невозможно разместить тяжелую артиллерию, а из-за близости Тобизина к берегу японцы не смогли бы разбить там лагерь. Поэтому форт спроектирован по облегченной конструкции - под защиту от обстрела из корабельных крупнокалиберных орудий на дальних дистанциях и из среднего калибра полевых орудий на ближних дистанциях.

Строительство форта началось в 1910 году, после одобрения Николаем II решения об укреплении Владивостокской крепости 28 июня 1909 года. Общий бюджет проекта по укреплению восточных рубежей России был сродни нынешним – около 100 млн. рублей, огромные по тем временам деньги. Постановлением Совещания министров в августе 1909 г. были определены сроки работ – 10 лет.

Форт был спроектирован новым по тем временам способом, специально для неровного рельефа Русского острова – все сооружения, рвы, линии огня полностью повторяли изгибы местности. В настоящее время экскурсии по форту проводятся на глубине до 11м, истинная же глубина сооружения гораздо больше.

Форт Князя Святослава Игоревича имеет необычную форму – сильно растянутый многоугольник. Форт вытянут по фронту на 800 метров и прикрыт рвами с фронта и с тыла. Стрелковый бруствер форта №11 – самый длинный среди аналогичных сооружений во Владивостоке (около 350 метров!) и имеет самое большое количества артиллерийских барбетов. Форт рассчитан на роту пехоты, 10 единиц скорострельных пушек и 8 единиц противоштурмовых. Из подбрустверной галереи ведет несколько выходов-сквозняков, где предполагалось укрывать орудия.

На левом фланге есть изолированное убежище для пушек, правый же фланг так и не был достроен. Там предполагался смежный с остальным укреплением отсек с бруствером, подбрустверной галереей, убежищами для барбета и пушек.

Это один из самых крупных фортов. Мы так долго шли по верху бетонного ограждения.

DSC_4137.JPG

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 14:46
Автор Татьяна Лешванова
Какие-то странные растения здесь растут, прям как в тропиках.
DSC_4140.JPG

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 14:49
Автор Александр Лешванов
Проектирование форта №11 и дальнейшее руководство процессом застройки поручили военному инженеру капитану Ушакову. Строительство продвигалось небывалыми по тем временам темпами.

1910 г. – составление проекта, утверждение финансовой сметы, подготовка расходных материалов, возведение временных сооружений.

1911 г. – кладка фундамента, отрыв котлована подбрустверной галереи.

1912 г. – бетонирование бруствера, раскапывание рвов и террасы для создания искусственного препятствия.

1913 г. – построены 2 убежища для артиллерии, продолжается бетонирование бруствера.

1914 г. – усиление каменной кладкой фронтальных стен строения, земляные работы на придаточном укреплении.

В 1914 году началась Первая мировая война, в связи с чем капитан Ушаков был вынужден отъехать в действующую армию. На посту руководителя строительства Владивостокской крепости его сменил военный инженер капитан Шелавин.

1915 г. – каменные и бетонные работы продолжаются.

1916 г. – полностью готовы бруствер и потерн.

1917 г. – чистовая отделка построенных объектов.

С 1914 года из-за войны темпы строительства и размер финансирования значительно снизились. Пришлось отказаться от постройки казармы и тыльного капонира, но даже в таком виде форт №11 был мощным оборонительным сооружением.

В 1917 г. форт был законсервирован. В 1923 г. Владивостокская крепость была упразднена, и форт подвергся разграблению. На время Второй мировой войны форт снова начал активно использоваться. До начала 90-х гг. он был на балансе у военных, позднее был признан памятником культуры. К нынешнему времени форт постепенно приходит в упадок, страдая от набегов вандалов.

Достройкой форта в разные годы руководили Ф.Д. Шабанов, Е.Д. Алабушев, А.Л. Федотов.

В 1934 году в преддверие Второй мировой войны форт снова вернули к жизни – он стал опорным пунктов построенной недалеко от него Ворошиловской батареи. В годы войны здесь располагался госпиталь для раненых на 200 коек.

Легенда гласит, что именно из-за тяжелых артиллеристских батарей, установленных в 30-е гг. на острове Русском, японцы не рискнули напасть на Владивосток и повернули на Перл-Харбор. Кто знает, может, именно этот форт круто изменил мировую историю?...

Форт №11 – яркий пример российского гения инженерной мысли. Всего за 7 лет было возведено колоссальное по своим масштабам и значимости сооружение, которое незыблемо и безмолвно охраняет покой жителей Владивостока уже больше 100 лет. С форта №11 в годы войны не было сделано ни единого выстрела – так потрясла мощь и величие этого объекта обороны наших противников. Возможно, еще через 100 лет для России снова возникнет угроза вторжения – и тогда спящий долгие годы форт пробудится для защиты рубежей родины от вражеского нашествия.

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 14:51
Автор Татьяна Лешванова
Пробраться сюда, незамеченными, со стороны моря не реально.
DSC_4148.JPG

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 14:52
Автор Александр Лешванов
Main[1].JPG


fort11-s[1].gif

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 15:04
Автор Александр Лешванов
Расположен на высоте в 1,2 км севернее основания мыса Тобизина.

Строитель и проектировщик — военный инженер капитан И.Н.Ушаков. В последствии достройкой руководили — Ф.Д.Шабанов, Е.Д.Алабушев и Н.Н.Шелавин, генерал-майор А.Л.Фёдоров.

Основная функция — запирать долину Новый Джигит. Рассчитан на роту пехоты, десять 3-дюймовых скорострельных пушек и восемь 3-дюймовых противоштурмовых пушек. Форт вытянут по фронту на 700 метров, прикрыт рвом с фронта и с горжи. Во фронтальном рве должны были располагаться одиночный (на две 75-мм пушки и пулемёт) и двойной (пять 57-мм пушек и два пулемёта) кофры. Горжевой ров должен был прикрывать за эскарпный двойной кофр (четыре 57-мм пушки и два пулемёта). Однако сами кофры построить не успели, лишь набить котлованы и проложить к ним потерны из под брустверной галереи. От запроектированной изначально казармы отказались, а заменяющие её сооружения построены не были. На правом фланге должно было быть отдельное смежное укрепление с бруствером, под брустверной галереей, убежищем для пушек и барбета. Бруствер этого форта (около 350 метров) — самый длинный среди владивостокских фортов и имеющий больше всего артиллерийских барбетов. Из под брустверной галереи устроено несколько выходов-сквозников, в некоторых из которых предполагалось укрывать орудия. На левом фланге имеется изолированное убежище для пушек, с которого можно было фланкировать горжу форта. На придаточном укреплении правого фланга были выполнены лишь земляные и скальные работы. Промежутки между фронтальным и горжевым рвами должны были заполняться проволочным заграждением.

В советское время здесь располагался узел связи Ворошиловской батареи, убежище госпиталя для раненых на 200 коек; временно располагался КП ВСБО (до посадки его на форте Русских). В настоящее время полностью свободен для посещения. Зарос травой и кустарником; в районе горжи форта на данный момент раскатывают новую дорогу.

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 15:12
Автор Александр Лешванов
Подземного тоннеля на Русский остров во Владивостоке нет
Мифы подземелья развеяли


ВЛАДИВОСТОК. 21 марта. ВОСТОК-МЕДИА. Неля Кенжебаева — В Приморской краевой публичной библиотеке им. Горького прошла лекция «Мифы и легенды подземного Владивостока». Встреча собрала полный зал и прошла в виде диалога со слушателями.

Самым интересным для собравшихся мифом, который развеяли на встрече, стал миф о том, что Владивосток стоит на воздушных тоннелях.

«Истории, что столица Приморья, в прошлом — закрытый город с богатой историей, таит под собой загадки, слышали во многих городах России. И, приезжая на экскурсию, туристы очень разочарованно вздыхают, узнав, что это не так, — начал выступление директор диггер-клуба Артур Романенко. — Но интересно и то, что в эти легенды верят сами жители города».

Рождению этого мифа способствовало наличие множества подземных сооружений, которые в советское время активно использовались. Штатскому на эти объекты, конечно же, доступа не было. А люди натыкались на входы в подземелья везде: на острове Попова, на острове Русском, на острове Елены, в самом Владивостоке, в его пригородах. Несмотря на то, что подземные сооружения имели разное назначение, конструкция казематов и порталов была одна. Поэтому и создавалось впечатление гигантского подземного хода.

Но строительство столь грандиозного тоннеля не могло состояться по нескольким причинам. Во-первых, с точки зрения экономики это был проект из области фантастики. Как сказал Артур Романенко: «Это стоило бы, как двадцать мостов через бухту Золотой Рог».

Во-вторых, если бы такой ход существовал, при захвате одного объекта враг получал огромное преимущество и мог беспрепятственно попадать в другие объекты. «Все сооружения сугубо локальны и тоннелей между ними нет»,- закончил развенчивать первый, и самый главный, миф «знаток подземных ходов».

Следующий миф, гуляющий в народе, гласит: «Существует некий подземный тоннель, ведущий из Владивостока на остров Русский». Но и его профессиональные исследователи подземелья развеяли. И действительно, не обязательно быть членом диггер-клуба, чтобы разобраться в подобных легендах. Достаточно иметь критический склад ума и разбираться в истории родного края. Порой взгляд на какие-либо сооружения с финансовой или стратегической точки зрения может сам по себе развеять миф.

«Существует множество очевидцев, которые лично ездили по туннелю на остров. Причем у всех разные теории. Одни говорят, что ширина тоннеля так велика, что без проблем разъезжаются два грузовика. Другие же утверждают, что с трудом можно пройти высокому мужчине. Но на вопрос, где же все-таки выход и вход в загадочный портал, никто ни разу не ответил, — поделился жизненными историями второй выступающий, представитель диггер-клуба Виталий Теплов. – Из этого можно сделать вывод, что тоннеля под морем нет и быть не могло. Это подтвердили и наши исследования».

Очередной миф — цемент фортов Владивостока замешан на яйце. Поэтому бетон получился таким прочным. В состав бетона, который использовали при строительстве укреплений, входили песок, щебенка и цемент из города Новороссийск. Никакого яйца там не было, но все-таки «секретный» ингредиент существовал. И песок, и щебенка были гранитными.

Это не все легенды, которые опровергли на лекции. Выступающим не хватило и трех часов, чтобы рассказать обо всех тайнах подземелья нашего города.

Для дальнейшего изучения тайных ходов города организаторы приглашают на последующие лекции.

Так, 17 апреля в 18.30 состоится лекция «Новый остров Русский». Это дополненная лекция об изменениях, касающихся фортификации и дорожной сети острова Русский. Читают Виталий Теплов, Артур Романенко.

22 мая в 18.30 — «Миноносец 208. Погружение в историю». Подводное историко-культурное наследие Владивостока на примере исследования жертвы Русско-Японской войны – миноносца 208 (приглашены члены секции подводного поиска РГО-ОИАК). Читает Роман Фадеев. Приходите – будет очень интересно!

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 15:16
Автор Александр Лешванов
Подземелья, пещеры и подземные ходы с древности привлекают к себе внимание человека. Они хранят археологические находки, секреты прошлых веков и, конечно же, сокровища. И хотя Владивосток не очень старый, он тоже скрывает под землей свои тайны. Самое знаменитое подземелье Владивостока - это легендарный подземный ход на Русский остров. Легенда говорит о том, что он был построен при царе-батюшке, во время возведения на полуострове Муравьева-Амурского на Русском острове владивостокской крепости. Существует много историй об этом ходе. По этому ходу тайно перебрасывались войска во время русско-японской войны, секретно пробирался Сергей Лазо во время гражданской , чтобы агитировать белых офицеров, а во время Второй мировой по нему ездили уже целые колонны грузовиков, чему есть масса свидетелей. На самом деле никакого подземного хода на Русский не существует. ОТВ Приморья, 01.06.2011

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 15:18
Автор Александр Лешванов
25 января 2013
ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЛАДИВОСТОКА ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОЛНЫ ТАЙН И ЖИДКОЙ ГЛИНЫ

Максим БАРЫЛЕНКО [текст],
фото предоставлены Владивостокским диггер-клубом

В течение многих лет накапливались мифы и легенды о подземном Владивостоке. Слухи возникали из-за того, что в большинстве не видных глазу сооружений служили военные, которые не имели права разглашать информацию о том, что происходило там на самом деле. В нашем городе таких объектов чрезвычайно много: по приблизительным расчетам более 700. В основном это бывшие объекты береговой обороны, командные пункты, бомбоубежища и дореволюционные фортификационные сооружения. А один из выходов подземного командного пункта Крайкома ВКПБ вел в нынешнее здание ДВФУ на Суханова, 8.

В 90-е годы многочисленные легенды и вымыслы о владивостокских катакомбах стали попадать в СМИ. В конце прошлого века было много разговоров и журналистских материалов о тоннелях к островам Русский и Попова, далее — в Китай и даже Японию. Иногда материал подавался так: журналист якобы встречал дедушку (лучше если в чине полковника КГБ в отставке), вскоре ветеран вспоминал, как в молодости служил во Владивостоке и, (теперь уже можно) готов рассказать страшную тайну. Степень достоверности таких материалов оставляла много вопросов, однако читать подобные тексты людям всегда интересно. И сейчас о том, что же собой представляет подземный Владивосток, правдивая информация есть только у исследователей фортификации. Попытки внести хоть какую-то ясность в эти истории предпринимают в том числе и владивостокские диггеры. Они уже не раз устраивали на данную тему открытые лекции в библиотеках города.

Одной из самых известных легенд, по мнению директора Владивостокского диггер-клуба Артура Романенко, считается история о бункере для партийных бонз у сопки Почтовой. Ходили разговоры о том, что под зданием Крайкома ВКПБ (нынешний банк «Приморье» на Светланской, 47) руководство края перед Великой отечественной войной построило целый подземный город с выходом к Спортивной гавани. В этом сказочном подземном зазеркалье, по слухам, был даже кинозал.

В ОЖИДАНИИ ВОЙНЫ

В 1938 г. советско-японские отношения обострились: произошел военный конфликт у озера Хасан. Противостояние длилось два месяца и унесло множество жизней и в той и в другой армии. Японские сухопутные силы могли напасть на Владивосток со стороны Ханкайской низменности. Также вражеский флот мог заблокировать и лишить управления южный Тихоокеанский флот (в то время у СССР их было два: северный в Советской гавани и южный во Владивостоке).

По воспоминаниям современников, в конце 30-х и начале 40-х годов во Владивостоке было тревожно. Приморский краевой архив вывезли в Томск, Хабаровск и Иркутск. Кстати, большая его часть до сих пор продолжает храниться там.

В этой обстановке было принято решение о создании подземного командного пункта для Крайкома ВКПБ в недрах горы Почтовой. Бункер должен был быть соединен со зданием на Ленинской, 47 — для высших партийцев строили мощный автономный комплекс, имеющий повышенную живучесть. Цель была прагматична: в случае войны высшее партийное руководство в течение нескольких месяцев могло укрываться в толще скалы и продолжать свою работу.


ЗАМУРОВАЛИ...

Начало строительных работ, скорее всего стартовало в конце 1939 года, считает Артур Романенко. Сооружение возвели военные железнодорожники 66-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона особого железнодорожного корпуса. Он относился не к Народному комиссариату обороны, как это обычно было принято, а к Комиссариату путей сообщения. Также в работах участвовали выписанные из Москвы специалисты Метростроя. Строительство командного пункта началось с улицы Петра Великого (1 Мая).

В НКВД тоже опасались войны. Поэтому внутри горы Почтовой исторически первым подземным объектом был не командный пункт Крайкома партии, а бомбоубежище НКВД. Оно находится под правым крылом здания нынешнего Дальневосточного федерального университета по улице Суханова, 8. Аварийный ход как раз вел на улицу Первого мая, к Крайкому ВКПБ, на случай если штаб-квартира чекистов будет атакована. Все эти ходы, как утверждают диггеры, тогда и соединили. Общая протяженность тоннелей составила около полутора километров, а площадь — более 2000 м2. Глубина тоже впечатляет — больше 70 м относительно поверхности горы. Закончили строительство примерно в 1942 году.

Небольшое отступление: в 1939 году здание по улице Суханова, 8 было занято главным управлением НКВД. Неблагонадежных профессоров и студентов ДГУ (Дальневосточного госуниверситета) в те шальные годы вышвырнули из здания на улицу и отправили организовывать учебный процесс в Чите. Вернули помещение с подвалами-убежищами и снова открыли вуз лишь в 1956-м году.

Так что слухи о подземном городе в центре Владивостока были не безосновательными. Выход к морю тоже имелся, но только не к Спортивной гавани, а к Корабельной набережной: в крайнем случае можно было уйти морем. «Кинотеатром» же оказался небольшой зал с проектором.

КОЕ-ЧТО ОСТАЛОСЬ «МЕТАЛЛИСТАМ»

— В особо секретный правительственный объект «Владивосток-2» (именно так он назывался в незапамятные времена) мы попали, не найдя арендатора, в декабре 2004 года через один из входов в Почтовом переулке, недалеко от Академии искусств, — рассказывает Артур Романенко. — С нами был сотрудник милиции и съемочная группа местного телевидения. Внутри горел свет, но никого не было. Выяснилось, что этот уникальный объект банально разграблен на металлолом еще в начале 2000-х.

Сейчас от банка «Приморье» до выхода на Корабельную набережную все затоплено, причем не водой, а жидкой природной глиной. Предположительно она копилась здесь более 40 лет. В 60-е насосы были демонтированы и эту часть тоннеля обслуживать перестали. Кстати, Банк «Приморье» уже планировал откачать всю жижу, которая топила им подвал, но удовольствие оказалось дорогим.

— На следующий год мы направились в Росимущество, — рассказывает Артур Романенко. — У нас была идея придать «Владивостоку-2» статус объекта культурного наследия. Но выяснилось, что помещения командного пункта поделены между Министерством обороны и МЧС. С 1984 по 2000 гг. бывший командный пункт ВКПБ 16 лет по документам использовался как Пульт управления ГО и ЧС, а в 2000-м был покинут.

«Владивосток-2» нужно, безусловно, сохранить, ведь в России подобных командных пунктов правительственного назначения, открытых для свободного посещения с экскурсиями, всего три. Помимо нашего есть еще бункеры Сталина в Самаре, под зданием местного Обкома, и в московском метро в Измайлово. Конечно, в любом нашем субъекте есть подземный командный пункт, но они, как правило, все действующие. Само их расположение — государственная тайна, — рассказывает директор диггер-клуба.


ТОРГОВЛЯ — ДВИГАТЕЛЬ РЕКЛАМЫ

Как же о сверхсекретном военном объекте узнали обычные граждане, да еще до развала СССР? Ответ на этот вопрос члены диггер клуба узнали совершенно случайно. На одну из экскурсий к ним пришла группа людей из владивостокского ГУМа, среди которых был главный инженер. Он и пригласил диггеров в гости.

На третьем этаже магазина закрыли склад гражданской обороны. Среди противогазов и других средств химзащиты были обнаружены документы с планами учений по ГО. В них указывалось, что в случае ядерного нападения 647 человек должны спасаться в убежище № 173, вход с улицы Уборевича, 6 (один из входов в партийный бункер).

— Сопоставив некоторые даты, мы постарались восстановить картину событий, — рассказывает Артур Романенко. — Известно, что в 1969 году произошел пограничный конфликт на острове Даманском. Поэтому в 70-х занятия по гражданской обороне возобновились. При составлении планов выяснилось, что 1557 работников ГУМа размещать некуда: у магазина никогда не было своего бомбоубежища. К тому моменту функции Крайкома частично распределили между другими структурами и содержать большой штат в командном пункте особого смысла уже не было. Тогда и приняли неоднозначное решение: часть секретного командного пункта, где размещался жилой блок для гарнизона, переделать под бомбоубежище Видимо, когда проводились учения, работники торговли и узнали про объект. С тех пор по городу ходят слухи. Уникальный случай, когда торговля — двигатель рекламы.

Владивостокская крепость. Форты и укрепления на Русском

СообщениеОпубликовал: 01 июл 2013, 21:49
Автор Александр Лешванов
DSC_0361.JPG