На календаре 31-е декабря, последний денек в уходящем году и шанс окинуть взглядом то, чтобы было сделано за 365 дней и что еще предстоит сделать. Уже через несколько часов из гостиной донесется оглушительная канонада, вызванная градом отправившихся под потолок пробок, шампанское начнет планомерно разливаться по бокалам, а на всех телевизорах страны – точно в назначенный час объявится господин президент. С очень оптимистичной и смотрящей далеко в будущее речью. Идиллия…
До наступления которой у нас еще осталось время хорошенько почесать макушку и вспомнить, чем 2010-й год отметился в анналах истории. Как для PG, так и в целом для игровой индустрии, которая до сих пор не может отойти от цунами, поднятой ураганным циклоном «экономического кризиса 2008».
Портал PlayGround.ru строго по плану развивался и шел верно проложенным курсом – открывались новые серверы, акция «Спасибо!» успешно осыпала деньгами плодовитых и целеустремленных жителей портала, ежемесячные статьи «ТОП-10» продолжали сталкивать в комментариях любителей длинных дискуссий. Наконец, открылся полноценный «Видеораздел», где можно не только скачать, но и сразу посмотреть интересующий ролик. Количество видеоматериалов – тоже росло стахановскими темпами. И это не предел! В 2011-м году PG с взятого курса не сойдет – впереди вас ждет еще много чего интересного, не сомневайтесь.
Для игровой индустрии год выдался более спокойным по сравнению с разрушительным 2009-м. Падеж студий и компаний сократился в разы – отправившихся на небеса можно пересчитать по пальцам. Все больше дело ограничивалось увольнениями, судебными разборками а-ля Infinity Ward vs Activsion или уходом недовольных на плодородную ниву создания небольших проектов для онлайновых сервисов. Super Meat Boy, Limbo, Joe Danger, Rocket Knight, DeathSpank, Costume Quest, Shank, Lara Croft and the Guardian of Light, Dead Nation, MineCraft – их было очень много… Cловом, цифровая дистрибуция не впала в спячку и продолжила укреплять свои позиции.
2010-й год также стал ударным годом для «долгостроев». На полках магазинов появились те проекты, о которых на протяжении нескольких лет ходили байки, слагались легенды, а их фанаты за время смиренного поста – успели обзавестись седой бородой. Сначала старцев удивил Alan Wake, StarCraft 2: Wings of Liberty и Splinter Cell: Conviction, а потом по позициям ветеранов ударила Gran Turismo 5 и Gray Matter.
Закончилось же все тем, что в сентябре Gearbox Software вытащила из могилы двенадцатилетнюю Duke Nukem Forever и пообещала, что Дюк вернется в следующем году. Апокалипсис определенно притаился за углом!
Тучные игровые выставки E3 2010, Gamescom 2010 и TGS 2010 традиционно не забыли вписать свое имя в летопись. В Лос-Анджелесе блистали все три консольных гиганта – Microsoft, Nintendo и Sony.
Первая презентовала свою сенсорную камеру Kinect, которая всего полтора месяца назад поступила в магазины и бьет рекорды продаж, а заодно окрасила Xbox 360 в черные цвета, сменив дизайн и внутренности консоли. Nintendo, без вопросов, «украла» шоу со своей портативной 3DS. Внимание публики приковали не только оригинальные идеи японцев со «стереоскопическим 3D без очков», но и мощная поддержка от всех издательских домов, высказавших желание выпускать игры для новой консоли. Sony же сделала ставку на всеобъемлющее 3D и контроллер PlayStation Move, поддержка которого уже внедрена в 50+ игр. Финалом пресс-конференции стало триумфальное возвращение Twisted Metal и коротенькая презентация Resistance 3.
Практически сразу же после E3 2010 заработали на полную катушку «облачные» серверы OnLive, позволяющие запускать даже самые мощные игры на слабеньких компьютерах. Технология может и интересная, где-то даже новаторская, но еще явно не нашедшая свою нишу. С другой стороны, и Steam не был «номером один», когда состоялся его запуск. Возможно, через шесть-семь лет OnLive отхватит приличную часть рынка. Хотя конкуренты уже наступают на пятки – аналогичный сервис Gaikai давно вступил в стадию активного тестирования.
Августовская Gamescom 2010 грандиозных вестей, как в прошлом году, не принесла. Все обошлось только местечковыми анонсами в духе Ratchet & Clank: All 4 One и Might & Magic: Heroes 6. Главным же ударом стал анонс PS3-версии Mass Effect 2, который еще раз подтвердил, что за мультиплатформой – будущее. Все больше студий не видят смысла в создании эксклюзивов. Это не только единичный каприз BioWare – в этом году Bungie распрощалась c Microsoft и встала под знамена Activision, приступив к созданию нового проекта, а Insomniac Games побраталась с Electronic Arts на почве разработки секретной игры для PS3 и Xbox 360.
TGS 2010 проскакала еще более резво. Центральное место на выставке заняла Team Ninja, которая после ухода Томонобу Итагаки старается доказать, что она еще «могёт» - Ninja Gaiden 3, Ni-Oh и Dead Or Alive: Dimensions должны стать лакмусовой бумажкой, определяющей профпригодность студии. Не отдыхала и Capcom, которая больше всего запомнилась своей DmC – новый дизайн Данте, в одночасье лишившийся седины и греческого профиля, по сей день является одной из самых волнительных тем для обсуждения.
Конец года на удивление выдался очень жарким. Красная дорожка VGA 2010 была устлана крупномасштабными анонсами - The Elder Scrolls 5: Skyrim, Mass Effect 3, Uncharted 3: Drake's Deception, Forza Motorsport 4, SSX: Deadly Descents да Prototype 2. И практически все перечисленные игры выйдут в следующем году! Ужас, если вспомнить, что свое место в календаре 2011-го давно заняли SOCOM 4, LittleBigPlanet 2, Gears of War 3, Killzone 3, Crysis 2, The Witcher 2, MotorStorm: Apocalypse и еще куча ААА-игр. Где на все это найти время и деньги? Вопрос очень сложный.
И пока ваши думы не обратились к планированию бюджета на год грядущий – предлагаем ознакомиться с лучшими играми в году уходящем как по мнению дружной редакции PlayGround.ru, так и на взгляд наших пользователей. А уж выбирать «лучших из лучших» в 2010-м году было из чего.
Итоги 2010-го года. Церемония награждения