• Сейчас: 21 ноя 2024, 20:35 •
Добро пожаловать на Форум Кировского района, Гость! Нажмите:     Регистрация  Или выполните:  Вход    

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

Ворошиловская батарея — береговая башенная батарея № 981

Дополнительная информация к форуму
Приморье - крайний юго-восточный район России, на стыке двух стихий: величайшего материка и величайшего океана, расположенный на востоке Азии, омываемый водами Японского моря. Площадь 165 тыс. кв.км. Население - 2,28 млн. чел. Административный центр – город Владивосток.

Территория Приморья - преимущественно горная (горные хребты и их отроги, вулканические плато, увалы занимают около 80%). Средняя высота над уровнем моря - около 500 метров. Высшая точка края - гора Аник, 1933 м. Главная река края - Уссури. На границе с Китаем расположено большое озеро Ханка. Климат - умеренный муссонный.


    Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №1  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Татьяна Лешванова 12 окт 2012, 13:28

Ворошиловская батарея — береговая башенная батарея № 981 им. Клима Ворошилова калибром 305 мм. Батарея расположена на острове Русском во Владивостоке. Аналогичная по вооружению батарея на территории СНГ находится только в Севастополе.
Под каждой из двух башен расположены подземные жилые, технические помещения и склады боезапаса, всего 3 этажа. Башни соединяются между собой через потерну глубокого заложения длиной 250 м.
«Ворошиловская батарея» — одно из уникальных фортификационных сооружений в мире. Решение о ее строительстве было принято весной 1931 г. Два последующих года ушло только на скальные и подземные работы. Башни и стволы доставляли на остров морем, а далее — по специально построенной железной дороге. Первая башня была готова 1 февраля 1934 г., а 1 апреля 1934 года — вторая.
Весной 1931 г. Реввоенсовет СССР принял решение — усилить оборону г. Владивостока. Комиссия во главе с наркомом обороны К. Ворошиловым выбрала для нового «плацдарма» остров, высоту вблизи восточного угла бухты Новик. Здесь решено было установить башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив ее двумя трехорудийными бронебашенными установками с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава»). В течение 1932—1933 гг. удалось выполнить большую часть бетонных, скальных и подземных работ. Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами. Для транспортировки башенных конструкций от м. Полонского на берегу б. Новик проложили железную дорогу. Механизмы и металлоконструкции к месту строительства батареи доставляли по льду, используя тракторные волокуши. Монтаж первой башни был закончен 1 февраля 1934 года, вторую сдали два месяца спустя. 11 ноября того же года только что сформированной батарее присвоили имя К. Ворошилова. Первым командиром батареи назначили майора Николая Арсеньева.
В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации в 1997 году батарея как боевая единица была расформирована, а на её основе с 1998 года создан филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея».
В 1985 году здесь снимали фильм «Моонзунд».
Каждый прожитый день-маленькая жизнь

Аватар пользователя
Татьяна Лешванова  АВТОР ТЕМЫ
Татьяна
Татьяна 
*

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №91  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 12 окт 2012, 22:58

ff8e52146541.jpg
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №92  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 12 окт 2012, 22:58

c88104eda6c1.jpg
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №93  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 12 окт 2012, 22:59

99e4716e7434.jpg
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №94  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 12 окт 2012, 22:59

8b535844c2a0.jpg
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №95  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 12 окт 2012, 22:59

d1af4ec33036.jpg
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №96  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 12 окт 2012, 23:00

С Батареей на этом все... :oops:
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №97  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 12 окт 2012, 23:55

Нашел хороший рассказ от 2006 года...

РУССКИЕ ПУШКИ НА ОСТРОВЕ РУССКИЙI. О наличии на острове каких-то больших пушек, стрелявших, по слухам, аж до Японии, в советском городе Владивостоке знал каждый мальчишка. Но побывать на острове, а тем более на территории в/части 20885 постороннему было практически невозможно. И при батюшке-царе, и в советское время, острова вокруг Владивостока были объявлены запретными военными зонами, и без пропусков попасть туда официально было ничуть не легче, чем в рай Божий.
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №98  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 12 окт 2012, 23:56

Далее - под спойлером...

У нас же, у членов семей военных, и у других гражданских, живущих на острове, эти пропуска заменял штамп в паспорте «ПЗ - пограничная зона». Но, и я, за много лет, что мы прожили на острове, был на секретной батарее всего один раз, уже будучи студентом второго курса Владивостокского мединститута. Но желание вновь увидеть её не пропадало никогда, почти каждый свой отпуск я планировал такой поход на «Ворошиловку», но планы срывались. Только с 2000 года наша бывшая могучая военная держава начала раскрывать тайны своего оружия, и секретная батарея перестала быть таковой, превратилась в обычный музейный объект!

Надо сказать, что посещение батареи № 981 я мог пробить по двум вариантам. Либо через военно-исторический клуб «Эскарп», либо через военно-исторический музей КТОФа. Решил действовать по второму, позвонил в музей КТОФа, попросил консультацию у дежурного офицера. Получил очень доброжелательный ответ: «…если есть свой транспорт, приезжайте к ним в любой день, с 8 до 5, вам будут только рады, они там фактически живут на батарее. Главного хранителя зовут Виктор Петрович.

Желаем успеха, приходите и к нам в музей!». Коротко и ясно, по-военному. Так я и сделал. Дальше легко уговорил брата, Андрея Буякова, совершить семейное автомобильное путешествие на наш остров. Выезд назначили на 28 августа, пока у детей не начались занятия в школе. Поездка началась не с 36-го причала, от которого отходят паромы и катера, а с совершено другого места - с Токарёвского маяка, который часто показывают по телевизору. Поскольку вспомогательный флот перешёл в частные руки, капитаны самоходных барж, в промежутках между завозом на остров военных грузов, делают и «левые» рейсы.

Берут плату за одну легковую машину или джип по таксе – 300 рублей. Желающих немало, даже очередь. Но и капитаны шустро гоняют по рейсу «Маяк - Подножье - Маяк». За час, что мы простояли на Токарёвской кошке, я насчитал 3 разные баржи. Две большие, с высокими бортами, и одну поменьше. Насколько я помню из учебника по надводным кораблям, эта самоходная баржа предназначена для десантирования 1 среднего танка Т-60 с экипажем, и для перевозки людей не очень-то приспособлена.

Но сейчас её очень даже приспособили для коммерческих рейсов, и берёт она сразу 6 легковушек. Баржа поменьше берёт их только 4. Последней к Маяку подошла самоходная баржа покрашенная в красивый синий цвет. На чистой рубке аккуратная надпись «ВОСТОК-135». На неё мы и начали быстро грузиться, а капитан отправил матроса собрать с водителей плату за поезд. Остальные пассажиры, жёны, дети и кошки – бесплатно. После короткой стоянки, капитан поревел сиреной, круто развернулся задним ходом и взял курс на Канал.

Маленькое судёнышко довольно шустро проскочило пролив Босфор Восточный, Елену, Канал, и понеслось по спокойной воде бухты Новик. Поскольку, идём коротким маршрутом, дорога заняла всего минут 20. А большой паром, это же расстояние проходит где-то за час. Дальше опять сюрприз - высадка произошла не на главном пирсе Подножья, а на маленьком пирсе у школы механиков. Но нам всё равно, главное под ногами земля. Андрюшина «Тойота - спринтёр» завелась с пол-оборота, пора в дорогу.

Маршрут обговорён заранее:1. Посещение Ворошиловской батареи (неудавшееся в мой прошлый отпуск). 2. Посещение экологически чистого пляжа (на бухте Рында). 3. Экстрим (гонки по лесной дороге по дикому лесу). Чуть забегая вперёд, похвастаюсь, мы выполнили все пункты, и в 7 вечера эта же синяя баржа доставила нас обратно на материк. Мой брат Андрей был на острове последний раз году в 1982, когда сам учился в 10 классе. Его жена Светлана (дочь капитана дальнего плавания) не была здесь ни разу, хотя со своего балкона видела наш остров ежедневно. Девочки Лиля и Алина родились после перестройки, и родители не возили их сюда не разу.

Интересное совпадение; Света родила черноглазую красавицу Лилю в мой день рождения, 15 апреля, но только на 30 лет позже (бог мой, какой я уже оказывается старый!). Уточняю у моториста, когда у них последний вечерний рейс, хлопаю дверцей, и мы уходим с пирса круто влево. Ехать не близко. Поскольку из пяти сидящих в машине туристов дорогу знал только я один, мне и пришлось вести. На скорости 60 проскакиваем минно-торпедные склады, памятник минёрам на Шигино, затем Церковную, КЭТ, и Школьную.

К моему удивлению, ни на Шигино, ни на КЭТе нет, ни одного (!) военного корабля. А когда-то стояли две огромные бригады БДК и зсминцев. На Школьной деревья разрослись так бурно, что уже не видно ни мою школу № 15, ни лестницу в 100 ступенек, ведущую к ней. А 25 лет назад эти деревья не были большими. Очевидно, они выросли и повзрослели вместе со мной. Дальше проезд через мостик, и резкий поворот вправо наверх в сопку. По прямой проскакиваем Поселковый Совет, Больницу, Экипажную, Дои офицеров, и через ОМИС (Отдел морской инженерной службы) углубляемся в зелёный лес.

Места здесь совершенно дикие, можно и заблудиться. Раньше посторонних сюда не пускали. Асфальт кончился, начинается горно-лесная желтая дорога, больше подходящая для джипов и военной техники, чем для нашей легковушки. Идём на скорости 40, быстрее не получается, на повороты вправо не отвлекаемся. Наказываю всем; смотреть по сторонам внимательно, не пропустить указатель с надписью «Ворошиловская батарея». Дорога узкая, зелёный лес густой, ни души вокруг.

Леса на острове очень примечательные, и не поймёшь сразу, то ли ты в тайге, то ли где-то на юге. Тысячи лет этот широколиственный лес густо покрывает все сопки и сопочки. Чего здесь только не растёт. Дуб, канадский клён, маньчжурский орех, дикий виноград, барбарис, и много другого. Не редкость встретить настоящие колючие лианы (по местному - ползучее чёртово дерево). Типичные южные растения - липа и акация, здесь как дома! В благодатном приморском климате палку воткни в землю – через год вырастет слива, вторую воткни - будет груша! Сам проверял. А грибы и малину до сих пор здесь собирают с сибирским размахом – вёдрами.

Если ещё напомнить про морскую рыбалку, про трепангов, гребешков и креветок-чилимов, дух захватывает! Только минут через двадцать, все разом увидели наш указатель на столбе. Хорошо заметный красно-белый указатель, его стрелка направлена влево. Туда мы и свернули. Извилистая дорога идёт вниз к бухте Новик. Посмотрев по сторонам, прикидываю, что окажись здесь даже импортный экскурсионный автобус, он тоже вполне пройдёт на первой скорости. Впереди, наконец, просвет, сплошные деревья расступились, ура, это КПП!

Охранник с овчаркой радостно пояснил, что начальник батареи у себя в первой башне. Я уточняю, - «В дальней?». «В дальней, в дальней!» - ещё радостней подтверждает дежурный. Его сторожевая собака хоть и выглядит страшновато, но облаивает нас как-то беззлобно, скорее выслуживается, отрабатывает свой паёк, чтоб не сняли с довольствия. Мы с Андреем дали команду нашим девушкам сидеть в «Тойоте», собачку не дразнить, а сами пошли договариваться с шефом. Расстояние до дальней башни метров 250.

Пока шагаем, я оглядываюсь и не очень-то узнаю эту позицию. Ещё бы, я был здесь 23 года назад, и стоял густой туман. А теперь солнечно, и хорошо видны обе башни, запасные стволы, вокруг поднимаются окрестные сопки. Ни соседнюю бухту, ни море не видно совершенно. Значит с вражеских кораблей батарею тоже не видно. Им пришлось бы стрелять вслепую, зря ложить дорогостоящие снаряды. Густой зелёный лес, как в джунглях, отлично маскирует соседние сооружения, но я знаю, что где-то здесь есть озеро, скальное укрытие для подъёмного крана, площадка зенитных установок, бетонный брусвер для стрелков, и другое.

Хорошо видно только ровную бетонную площадку, под ней на глубине 5-этажного дома находится помещение дизельной электростанции. До 1932 года здесь был самый обыкновенный дикий лес, который вырубили во время строительства. И потом ещё окружающий лес несколько раз частично вырубался военными, но через некоторое время взрослые дубы и клёны опять давали молодую поросль, которая быстро взрослела, и подступала поближе к позиции батареи. Густая трава на позиции каждое лето несколько раз выкашивается, но вскоре опять поднимается.

В теплом приморском климате все растения активно отвоёвывают у человека своё место под приморским солнцем. 2-я башня и два запасных ствола аккуратно окрашены в ярко-зелёный цвет, вторая пара стволов уложена в специальные траншеи ещё с 30-годов. Так они и лежат не покрашенные. Наконец мы дошли до входа в бетонное подземелье 1-й башни. Сама башня выглядит как-то заброшено, внешняя тепловая обшивка давно не окрашена. Видно денег на краску опять нет, ведь такую громадину покрасить, надо эмали литров 100.

После долгой дороги мне ещё не верится, что мы уже добрались до цели. И вот я стою у коленчатого входа в 1-ю башню, почему-то экскурсии водят только сюда. Над головой рельсовые направляющие для загрузки снарядов. На стене большой барельеф «Х-1933 год, ВЛКСМ, XV лет, К. И. М», это знак того, что в строительстве принимали участие комсомольцы. Кричу куда-то вниз: - «Виктор Петрович, гостей принимаете?» На свет вышел высокий пожилой офицер в камуфляже. – «Что хотите? Экскурсию! Без проблем, платите в кассу по 50 рублей, детишки бесплатно, фотосъёмка 100 рублей, и можем начинать!».

Лицо начальника батареи показалось мне знакомым, на всякий случай я представился по форме. Оказалось не зря. Виктор Петрович Люлько, капитан 2-го ранга, прекрасно помнит нашего отца! Служили на острове в одно время, встречались на совещаниях, вместе ездили в командировки. Вот как бывает, наш отец уже шестой год лежит на Морском кладбище, но ещё есть люди на острове, которые помнят и уважают подполковника Заводовского.

Дай бог здоровья и долголетия кап-два Люлько! Я с удовольствием взял у него автограф. Ну, пока всё по плану, Андрей пошел за нашими девушками, а я стал донимать хранителя батареи - давно ли он пересекался с членами военно-исторических клубов?. – Да каждые полгода приезжают с иногородними туристами, и твои «эскарповцы» тоже летом всегда приходят, хорошие ребята, они даже не пьют, не курят!.

Наконец все мои собрались и кап-два начал обзорную экскурсию по подземным и надземным сооружениям МБ-3-12. К устному рассказу морского офицера я добавил информацию из специальной и редкой литературы, которую копил многие годы, и получилась обширная информационная справка. Напомню, что ещё недавно все материалы по строительству береговой башенной батареи № 981, а тем более её боевые характеристики были секретны.

Но времена меняются, и сегодня любой желающий, может узнать то, что раньше было доступно лишь избранным.II. Сама история создания батареи весьма интересная. В 1931 г. возникла опасная военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке СССР: Япония начала широкомасштабные военные действия в Маньчжурии против китайских войск, и быстро вышла на линию советско-китайской границы.

Ситуация становилась для СССР угрожающей. Высшим политическим руководством страны стали приниматься срочные меры. Помимо увеличения численности Приморской и Забайкальской группы войск, на Дальневосточной границе стали проводиться работы по устройству долговременных фортификационных рубежей обороны. Возникла реальная угроза нападения Японии на разоруженный после Гражданской войны Владивосток, и в первую очередь с моря.

Основным средством борьбы с крупными кораблями противника на подступах к Владивостоку были и остаются береговые батареи крупного калибра. В мае 1931 года Реввоенсовет СССР принимает решение о строительстве новых башенных батарей в составе береговой обороны Дальнего востока. Важнейшей частью этого решения были планы строительства башенной 305-мм батареи на о. Русский.

Летом 1931 года во Владивосток приехала комиссия во главе с К. Е. Ворошиловым, определившая позиции новых батарей. В феврале 1932 года Реввоенсовет утвердил выбранные позиции, и 1 апреля 1932 года начальник Морских сил РККА СССР В. М. Орлов подписал технические задания на строительство крупнокалиберных батарей вокруг Владивостока, и в первую очередь, на строительство мощнейшей на Тихоокеанском флоте двухбашеннрй береговой батареи № 981.

Вооружать «981-ю» решили снятыми с бывшего царского линейного корабля «Полтава» второй и третьей башенными артустановками МК-3-12. В советское время линкор переименовали в «Михаил Фрунзе», но ему не повезло, на корабле, по неизвестной причине, произошёл сильный пожар, уцелело только вооружение. В 1932-33 годах производился демонтаж башен и их внутренних механизмов, ремонт и частичная сборка на том же Обуховском заводе, на котором они и были изготовлены еще до первой мировой войны.

Перевозка крупногабаритного груза из Ленинграда во Владивосток по железной дороге прошла успешно. Затем части орудий под охраной доставлялись на берег бухты Новик на острове Русский. Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами. Механизмы и лёгкие металлоконструкции к месту строительства батареи тащили по прочному зимнему льду, используя тракторные волокуши. При строительстве батареи и для подвоза снарядов использовали узкоколейную железную дорогу, специально построенную на острове вдоль берега бухты Новик от причала к началу подъема к батарее.

Сейчас от причала и железной дороги уже ничего не сохранилось. Параллельно на острове проводились скальные, подземные, и бетонные работы. Сложные монтажные работы выполняли прикомандированные специалисты и инженеры с Ленинградских заводов. 1.02.1934 года закончен монтаж первой башни, а 1.04.34 г. второй башни. Т. о. батарея была готова всего за 2 года после выдачи техзадания. При этом впечатляет объем произведенных работ за столь короткое время. Приём батареи на вооружение, и первые учебные стрельбы проведены 9.11.1934 года. Эта дата и стала днем рождения батареи МБ-3-12 им. Народного Комиссара обороны тов. Клима Ворошилова.

Первым командиром в 1933-36 гг. был майор Арсеньев Николай Васильевич. В воздухе ещё только запахло будущей страшной войной, а моряки уже были готовы защищать Владивосток и военную базу города. Скоро мир, что широк и розов, Превратится в кромешный ад. Скоро крылья чужих бомбовозов. Голубое небо затмят.…Легионы чужой державы Перейдут рубежи страны. Позабудьте сказки и были. И не тешьте себя мечтой. Войны все, которые были, Перед этой будут ничто…Будет враг разбит и рассеян.

Но какою жестокой ценой! Долго будет плакать Россия, Вспоминая великий бой… (Юрий Баранов, студент Ярославского пединститута, май 41-го года.) В погребах хранилось несколько тысяч снарядов и полузарядов. Таких снарядов, какие были на батарее, сейчас не производят. Обе башни могли стрелять бронебойным, полубронебойным и фугасным снарядом образца 1911 г. весящим 470 (!) кг, на расстояние до 23 км, а дальнобойным облегчённым снарядом образца 1928 г. весящим 314 кг, на расстояние до 34 км.

Столь относительно небольшая дальность стрельбы вызвана малым предельным углом возвышения стволов, не изменившимся с 1914 года, когда были изготовлены корабельные артустановки МК-3-12 для вооружения русских линкоров. Полный угол наклона стволов от -5 до +25 градусов. Очевидно, те, кто заказывал в 1914 году эти орудия на Обуховском заводе, посчитали это вполне достаточным для морского боя. Они ведь не предполагали, что Российский Императорский флот будет раздроблен и растащен по всей Европе, а часть орудий военспецы РККА приспособят для других целей обороны Родины.

Стрелять можно было одним стволом, двумя, тремя стволами и всеми орудиями (6 стволов) сразу. При этом высота полета снаряда на максимальной траектории составляла 11 км. Снаряды с дистанционным взрывателем позволяли стрелять и по воздушным целям. Скорострельность для одного орудия 1,5 выстрела в минуту. Горизонтальная и вертикальная наводка производилась электродвигателями через муфты Дженни. Поскольку башни и стволы двигались от электромоторов, батарея соединялась ЛЭП с энергосистемой острова, но имела и свою силовую дизельную установку, расположенную под землёй на глубине 25 метров и обеспечивающую себя, в случае необходимости, нормальным электропитанием.

Под землёй стоял довоенный дизель производства Горьковского завода "Двигатель революции" (ДР) мощностью 140 л. с., с генератором ленинградского завода "Электросила". В крайнем случае, 10-12 здоровых моряков могли вращать башню вручную. Но скорость ручного наведения не давала возможности стрельбы по движущейся цели. Бронебойные снаряды «Ворошиловки» могли пробить вражескую броню толщиной 350 мм. А сама же батарея была хорошо защищена от ответного огня.

Каждая башня имела толщину вертикальной брони - 305 мм, передней кирасы – 254 мм, и крыши – 203 мм. Позже одну из башен предложили покрыть дополнительной тонкой навесной обшивкой, а пространство между ними залить теплогасящим материалом. Каждая башня это только верхушка железобетонного сооружения (башенного блока) глубиной 15 м, разделенного на 5 этажей. Толщина боевого покрытия блока, имевшего противооткольную одежду, составляла 2,8 метра железобетона, толщина фронтальной стены – около 4 метров, толщина боковых и тыльных стен около 1,5 м. Блоки были рассчитаны на прямое попадание авиабомбы весом 1 тонна (ТАБ-1000) или 356 - мм морского снаряда.

Вход в блоки прикрывался коленчатым сквозником с входными проёмами разной ширины для защиты от взрывной волны. В боевых действиях батарея не принимала участия, но, безусловно сыграла роль сдерживающего фактора для японского флота. Только благодаря ей, японские адмиралы отказались от нападения на Владивосток. Сунься японские крейсера к городу, пушки острова Русский преподали бы им смертельный урок.

Нельзя сказать что Ворошиловская батарея была самая большая и единственная в мире, Конечно, нет, береговые бронебашенные батареи такого «царского» калибра, существовали в 20-40 годы в Западной Европе (в Финляндии, в Эстонии, в Германии, во Франции), но по настоящему они мало себя проявили, а стволы для большинства из них были и вовсе украдены с русских линкоров в смутное время гражданской войны. Самая трагичная судьба у 30-й и 35-й ББ, построенных под Севастополем.

Их строили с 1912 по 1933 год русские, а затем советские инженеры для защиты города русской славы - Севастополя. В начале Великой Отечественной батареи 7 месяцев успешно долбили фашистов, не подпуская их к Севастополю. Потом просто кончились 305-мм снаряды. Моряки сами испортили орудия, и кто мог ходить, ушли в горы. Свой долг перед Родиной моряки-черноморцы выполнили с лихвой. Кто не верит, пусть посетит Севастополь, посмотрит на два больших немецких кладбища.

Если посмотреть с высоты птичьего полёта на нашу «Ворошиловку», то видно, что она состоит из ряда элементов. Закрытая огневая позиция в южной части острова, 400 м от юго-западного берега угловой части бухты Новик. На огневой позиции две башни с тремя орудиями каждая. Между башнями лежат запасные стволы. Разнос между башнями составляет 217 м. Стволы направлены на Уссурийский залив, на юго-восток, в направлении наиболее вероятного подхода вражеских крейсеров. Закрытая она потому, что действительно закрыта со всех сторон соседними сопками, находится как бы в котловине между ними. Наведение орудий на цели проводилось не из башен, а с командных постов на соседних высотах.

Главный командный пост был на г. Вятлина (высота 107 м) в 1575 метрах от центра огневой позиции. В 1941 году были достроены вспомогательный командный пост на г. Главной (высота 279 м) и четыре целеуказательных поста системы горизонтально - базного дальномера. На командном посту стояло самое передовое, по тому времени, оборудование. Это восьмиметровый дальномер фирмы «Карл Цейс» (ДМ-8) и электромеханическое счётно-решающее устройство – трансформатор азимута и дистанции (ТАД).

Данные о цели перерабатывались в команды для точной наводки орудий. Эти команды передавались на принимающие приборы орудий по кабелю, который частично уложен в бетонную потерну, но большей частью в обычную глубокую траншею. Без наведения с постов стрелять было нельзя, командир и наводчики были «слепы». Позже оборудование наведения модернизировали. Все посты имели хорошую бетонную и броневую защиту от обстрела с моря и воздуха. В настоящее время они уже не функционируют.

Точность наведения и стрельбы была впечатляющей. В 1992 году капитан Георгий Шабот на боевых стрельбах с третьего залпа попал в швартовую бочку диаметром всего два метра, брошенную в море в пяти милях от батареи (1 морская миля - 1852 м). На таком расстоянии, её и увидеть-то, было практически невозможно! Но, он попал, без электроники, и без компьютеров, которых у него не было. На позиции батареи долгое время находился 100-тонный козловой кран. Он двигался по рельсам, специально для него проложенным, и использовался вначале для строительно-монтажных работ, а потом оставлен для возможной быстрой замены орудийных стволов.

В боевых условиях кран можно было прятать в краноубежище, вырубленном в скале позади огневой позиции. Башни соединены между собой подземным ходом (потерной) длиной 217 м на глубине 20 м. Через потерну можно и сейчас попасть в помещение подземной силовой станции, там же находилась отопительная котельная. Или в бетонную отводную галерею с замаскированным запасным выходом. Вес каждого ствола - 51 тонна, длина 16 метров, диаметр - 350 мм.

Вес вращающейся части каждой башни - 900 тонн, вес всей башни - 1200 тонн. Вращение башен круговое. Боевой расчет одной башни - 75 человек. Всю батарею, включая наблюдательный пункт и силовую установку, когда-то обслуживали 399 человек, которые жили в специальном городке. По ряду этих показателей батарею можно записать в книгу рекордов Гиннеса! Есть таблицы учёта всех произведённых выстрелов. Например, в 1939 году было 53 выстрела, в 1942 году – 96, в 1991 – 24. Максимальное число выстрелов в 1958 году – 264. А вот с 1959 по 65 годы батарея не стреляла совсем. Хрущёв её законсервировал. «Нечего, мол, стрелять дорогими снарядами, будем экономить! Надо строить ракеты, и растить кукурузу!».

Но через несколько лет Хрущёвская кукурузная экономика закончилась, да и обострились политические отношения с соседом - Китаем, и батарею вновь поставили на боевое дежурство в составе Тихоокеанского флота. Последний раз батарея стреляла в недалёком 1992 году. Последним, девятнадцатым командиром батареи (с 10.09.1991 г по 1997г.) был Шабот Георгий Эдуардович. В 1997 году его батарея была окончательно закрыта, в связи с расформированием 2-го отдельного башенного дивизиона.

Личный состав вместе с подполковником Шаботом уволен в запас. Но это была уже не консервация, а вредительство - ведь по приказу известного адмирала был уничтожен весь боезапас. Последние снаряды затопили под Находкой 9.07.1997 г. Всего их было 2504 штуки. Морякам дали вредительский приказ: не разобрать, а уничтожить уникальные изделия из меди, легированной стали, и прочего. Тогда же уничтожили и последние 1800 полузарядов. Пламя от горящего артиллерийского пороха поднималось вверх на триста метров, его видели за много километров от острова. III. За свои деньги мы 2 часа провели на батарее, облазили с Виктором Петровичем все подземелья.

На последнем подъёме по бронированному трапу я зазевался и плечом с размаху налетел на стальную скобу (ссадина потом заживала неделю). Смотритель закричал снизу: «Осторожно, броню не погните!» Шутник, да эту броню даже немецкая пушка «Дора» не прошибёт! Дальше описываю по порядку, где мы были, что мы увидели, потрогали и сфотографировали: 1. Вначале зашли в башню (боевое отделение), она разгорожена внутри продольными перегородками на 3 отсека, в каждом из которых расположено по 1 орудию.

На казённых частях орудий хорошо сохранились надписи: «Обухов. Сталетит. Заводъ. 1913г. Вес ствола с затвором 50 560 кг», а на другом «Обухов. Сталетит. Заводъ. 1914г. Весъ орудия безъ замка 3 043 пуда». Этим надписям, выбитым мозолистой рукой петроградского рабочего уже почти 100 лет! Это стальное изделие пережило своего создателя, и вероятно переживёт и меня. Башня опирается на боевой стол в несколько этажей, где размещены хитрые и сложные механизмы для подъёма боезапаса к каждому орудию, для вертикальной и горизонтальной наводки орудий. Между зарядниками и стальным полом довольно большой проём (дыра).

Если зазеваться и улететь вниз, сильно покалечишься. Наш провожатый включил яркий свет, и показал, как примерно происходило заряжание орудия, выстрел, и работу сачкового с его смешным инструментом (см. на фото). Оказывается, его работа совсем не смешная, а очень ответственная. В военное время, если сачковой не поймает запальную трубку, остатки трубки свалятся вниз, и заклинит механизмы, то сачкового и его командира отдадут под трибунал.2. Часть приборов управления огнём. Андрей долго изучал их, и пришёл к выводу, что все шкалы просты и понятны. (Конечно, он ведь закончил судоводительский факультет ДВВИМУ и на своём капитанском мостике видел и не такие!)

3. Выйдя из башни, идём к входу в первый блок (где на стене большой барельеф). На фотографиях хорошо видны и отверстия разной величины, закрытые бронезаслонками. Это: амбразуры для защиты входа, отверстия для загрузки новых снарядов, для забора воздуха ФВУ (фильтровентиляционными устройствами). Предполагалось, что противник для эффективной борьбы с береговой батареей будет применять и химические и бактериологические снаряды.

4. 1-й этаж под землёй. Здесь в основном служебные, жилые, бытовые помещения, арсенал, кабинет командира и пр. Внутри довольно просторно. Висят толковые наглядные экспозиции, рассказывающие об истории батареи. Но, чтобы попасть на следующий этаж, нужно протиснуться через люк в бронированном полу. У люка большая и грозная надпись: «Стой. Сдай курительные и зажигательные предметы, оружие, боезапас!». Но сейчас часового нет, сдаваться некому, и мы можем войти в любое помещение. Но спускаться приходится не по лестнице, а по металлическим скоб-трапам, вмурованным в бетон 5. Мы попали на 2-й этаж под землёй. Это зарядный погреб.

В полу новый люк, это спуск на 3-й этаж, уже в снарядный погреб. Вслед за Виктором Петровичем все спускаются ещё ниже, держась за скоб-трапы. Кругом одна броня и железобетон. Каждый этаж имеет форму кольца, опоясывающего подбашенное пространство и механизмы. В погребах множество стеллажей для снарядов. Когда-то на этих стеллажах в полной темноте хранилось несколько тысяч стальных снарядов и пороховые заряды в цилиндрической оболочке. Это всё могло взорваться от одной случайной искры!

Но сейчас они пусты, стрелять нечем. Только в самом низу погреба, и на столе поста подачи, готовые к сбросу в питатель, лежат несколько учебных снарядов. Но без пороховых зарядов они просто бесполезные болванки из цветмета, учебное пособие для курсантов. 6. Рядом со стеллажом в зарядном погребе я нашёл-таки бронированную дверь с амбарным замком. Это и есть секретный вход в вертикальную шахту, ведущую в подземную потерну. В условиях реального боя, когда сверху на батарею падают снаряды и авиабомбы, такой путь для сообщения между башнями абсолютно безопасен. Но, по словам офицера, - туда уже 3 года никто не ходил, там сейчас нечего делать!

7. Пол в самом нижнем этаже вращающийся. Это сделано для удобной и быстрой подачи снарядов наверх, независимо от того, в какую сторону вращается башня со своим столом. 8. Вращающаяся часть башни весом в 900 тонн опирается на 144 больших стальных шара. Увидеть их, под вращающимся полом, к сожалению невозможно, так как сами шарики катаются внутри стального цилиндра вмурованного в бетонное основание. Виктор Петрович дважды повторил: «Все стволы, орудия и башни изготовлены целиком из русских деталей, за исключением этих самых стальных шариков, изготовленных немецкой фирмой «Крупп!».

Вот и получается первый вывод: мы действительно видим русские пушки на русском - же острове! А второй вывод рождается после прогулки по этажам, осмотра сложных механизмов башни и орудий: уважение и восхищение перед знаниями. умом и трудом инженеров и рабочих военного завода, сотворившими это чудо техники. Как красиво, функционально и добротно все это было сделано 92 года назад! И всё это до сих пор работает. Наш гид показал книгу записей, и рассказал, что на батарее не раз после 1997 года были иностранцы, наши бывшие ВП - вероятные противники.

Посетив боевые блоки, посмотрев на снаряды и орудия, убедившись, что это не муляж, а реальная грозная сила флота, они были, просто в шоке. Один из них воскликнул – «Какое счастье, что наши адмиралы не влезли в бой с вашим Тихоокеанским флотом!». Ещё на батарее два раза снимали кино. Первый раз весной 1985 года, ещё в советское время для сериала «Моонзунд». А после перестройки приезжал Юрий Сенкевич со своим «Клубом кинопутешественников».

Благодаря им батарею, показали всей стране. - Кино - дело тонкое и хлопотное, - продолжил Виктор Петрович. - Даже чуть не произошел трагический случай. Во время учебных стрельб, чтобы снять залп, один из кинооператоров близко пристроился у ствола. Его предупредили: "Отойдите дальше, а то останетесь инвалидом!" Он лишь рассмеялись в ответ: "Не учите, я запуск ракеты снимал!". После залпа все нормально вышли из башни и долго искали киношника, его камера почему-то валялась с одной стороны, а самого мужика ударной волной отшвырнуло метров на десять в другую сторону. Отделался контузией, проболел два дня, а могло быть и хуже.

Сейчас батарея является филиалом музея КТОФ, и признана памятником истории и военно-оборонительного зодчества федерального значения. Наконец смотритель вывел нас из подземных коридоров на свежий воздух. Свою экскурсию мы закончили наверху, на центральной бетонированной площадке над электростанцией, точно посередине между башнями. Пока все щурились, вновь привыкая к солнечному свету, я вдруг ощутил себя в каком-то нереальном, фантастическом мире.

Я стою на траве, обняв за плечи красивую худенькую девочку, вокруг меня тёплое приморское лето, высоко над головой чистое голубое безоблачное небо, везде до линии горизонта ярко-зелёный широколиственный лес. Оглушительная тишина, только слышно как где-то внизу, на пляже бухты Новик едва слышно плещет волна, и лениво переговариваются чайки. Мирная обстановка для семейного отдыха, но справа и слева от нас многотонные стальные громадины, рождённые чтобы убивать.

Невольно задумался о стремительном и безжалостном океане времени, который в XX веке с шумом и громом пронёсся над моей страной. Уже давно лежат в земле офицеры, инженеры и рабочие, чей труд, фантазия, знания и руки создали эти машины. Похоронены в Кремлёвской стене, в магаданской тайге, в Израиле и в других местах члены РВС, руководство РККА, первые командиры башенных батарей и их боевые расчёты.

Окончились споры между белыми и красными, между Лёйбой Троцким и Иосифом Джугашвили, между Хрущёвым и Брежневым, почти простыл след Горбачёва и Ельцина. Умер и мой дед, герой - награждённый пятью орденами, умер мой отец – ветеран флота. А моя батарея, печально опустив многотонные стволы, опять ждёт, куда же дальше занесёт мою несчастную Россию вечный кораблик истории. И в самом деле, куда?
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

  Ворошиловская батарея, остров Русский, Владивосток

СООБЩЕНИЕ:  №99  НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Сообщение Автор Александр Лешванов 18 ноя 2013, 22:14

Недавно проезжали мимо...заглянули краем глаза на территорию...чистенько, уютно, ухожено...порадовало все увиденное...Входные билеты стали в три раза дороже...Ну и фиг с ним - лишь бы батарее на пользу, а не в карманы...
:oops: :oops: :oops: :oops: :oops: :oops: :oops: :oops: :oops: :oops: :oops:

Весной обязательно посетим еще... :ta_n_cor:
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
 Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!  ;  Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! 

Аватар пользователя
Александр Лешванов  
Александр (можно Николаич)
Александр (можно Николаич) 
*

Предыдущая страница

 Модераторы: Александр Лешванов, Модераторы форумов

Вернуться в Все о нашем Приморском крае (в общем)

  • Похожие темы
    Ответов
    просмотров
    Последнее сообщение
  • Блок специализированной информации форума Кировского района ( ограниченная навигация и спецссылки )
     
cron