СООБЩЕНИЕ: №36 НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Автор Александр Лешванов 16 сен 2013, 23:45
Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля сложился на рубеже XV-XVI веков. Сегодня он является уникальным памятником отечественной истории и культуры времени создания единого Русского государства.
В ансамбль площади входят постройки как светского, так и культового характера. Архитектурный облик каждого здания в значительной степени определен его назначением и ролью в этом ансамбле.
Благовещенский собор был личным, домовым храмом московских великих князей. Он входил в комплекс дворцовых зданий, а его северозападная галерея служила входом во дворец. Собор был возведен в 1484-1489 годах псковскими мастерами на древнем подклете церкви XIV века. Увенчанный тремя главами и окруженный со всех сторон галереями, храм представлял собой цельную, изящную композицию.
В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским храмом. Его украшению уделялось большое внимание. После пожара 1547 года собор был заново расписан, для него было специально создано и привезено из разных русских городов множество икон и других христианских святынь. В память освобождения древнего русского города Полоцка из-под власти Литвы (в 1563 году) на галереях собора были возведены небольшие одноглавые храмы. Две главы были добавлены к основной части собора. Главы и кровлю позолотили, что подчеркнуло живописно-парадный характер его архитектуры.
Благовещенский собор - один из немногих русских памятников, где сохраняется настенная живопись XVI века. Научно-реставрационные работы последних лет позволили предположить, что этот уникальный фресковый ансамбль был создан после пожара 1547 года большой группой мастеров, возможно, несколькими артелями, о чем говорит разнообразие приемов письма.
В сложной символической форме в росписи собора выражены идеи избранности Русского государства и православной церкви, законности власти московских правителей и ее преемственности от Византии.
Неотъемлемой составной частью древнерусских храмов были иконостасы. К XIV веку они складываются в высокие, многоярусные композиции, которые в конкретных образах воплощали представления наших предков о всемирной истории и ходе ее развития.
Благовещенский собор сохранил высокий русский иконостас, два ряда икон которого (деисусный и праздничный) датируются концом XIV- началом XV века. Научная гипотеза о написании этих икон выдающимися художниками средневековья - Феофаном Греком и Андреем Рублевым - по сей день остается спорной, но это нисколько не умаляет значения самих памятников, отличающихся чрезвычайно высоким художественным качеством.
Работы по исследованию архитектуры, монументальной живописи и икон Благовещенского собора продолжаются. Они дадут возможность более глубоко изучить и точно представить историю этого уникального памятника.
Напротив Благовещенского собора располагается собор Архангела Михаила. Он был возведен в 1505-1508 годах на месте храма XIV века итальянским архитектором Алевизом Новым.
Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, мастер использует в декоре нового собора элементы архитектуры итальянского Возрождения. Необычайно пышная отделка, большая площадь интерьера с высокими сводами - все это соответствовало назначению собора, который служил усыпальницей великих и удельных князей, а затем и русских царей вплоть до перенесения столицы государства в начале XVIII века в Петербург.
О многих памятных событиях напоминают имена крупных исторических деятелей, погребенных в соборе: Иван Калита, Иван III, Иван Грозный, Михаил Скопин-Шуйский, Михаил и Алексей Романовы. Особо чтимы были захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго. Их имена - имена победителей грозного войска Мамая, прославленных героев Куликовской битвы- и сегодня воспринимаются как символы мужества и героизма.
Архангельский собор впервые был расписан при Иване Грозном. Эта стенопись сохранилась лишь фрагментарно. В 1652-1666 годах большая группа художников, в которую входили лучшие царские живописцы и крупнейшие провинциальные мастера, заново расписала храм, повторив сюжетную канву живописи XVI века. Долгие годы эти фрески находились под слоями поздних росписей XVIII-XIX веков. Во время научно-реставрационных работ 1953-1955 годов эти красочные наслоения были удалены и открыта хорошо сохранившаяся живопись XVII века. Поражает ее яркая цветовая гамма и декоративность.
Особенностью стенописи Архангельского собора является то, что не вся она посвящена сюжетам из "Священного писания". В нее включены условные изображения более шестидесяти реальных исторических лиц. В своеобразной портретной галерее представлена история Русского государства "в лицах" от княжения Ольги и Владимира киевских и до времени Ивана Грозного.
Отдельную группу составляют изображения московских великих князей от Ивана Калиты до Ивана III, тех, что были погребены в соборе. Помещенные в нижнем ярусе стен надгробные изображения князей как бы образуют торжественное церемониальное шествие. Каждый образ имеет индивидуальную характеристику. Над княжескими фигурами в круглых медальонах помещены изображения святых, благословляющих князей. Таким образом, весь род московских князей как бы оказывается под покровительством высших небесных сил.
Иконостас Архангельского собора XVI века не дошел до наших дней. В 1680-1681 годах был сделан новый четырехъярусный иконостас, украшенный золоченой резьбой по дереву. Иконы для него писали царские художники, в их числе замечательный мастер Федор Зубов.
Сохранность интерьера собора, высокая историческая и художественная ценность представленных в нем произведений искусства, тесная связь с отечественной историей - все это превратило Архангельский собор Московского Кремля в редчайший памятник русской культуры.
Е. ГАРАНИНА Н. ГРИГОРЬЕВА
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! ; Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! ; Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! ; Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!