Средний формат по сходной цене. Обзор Pentax 645D
12.10.2011
Pentax 645D — это именно тот фотоаппарат, благодаря которому популярность среднеформатных систем в ближайшее время заметно возрастет. Он поддерживает широкий ассортимент сменной оптики и отличается от коллег по цеху сравнительно низкой ценой и защищенным монолитным корпусом, поэтому использовать камеру можно далеко за пределами студии.
У этой камеры долгая и интересная история. Начнем с того, что впервые фотоаппарат впервые был продемонстрирован на выставке Photo Imaging Expo в 2005 году. На тот момент только зарождался рынок любительских зеркальных камер, и характеристики Pentax 645D казались скорее нереальными, а его цена — заоблачной. Выпущен он был только в 2010 году, а в России официально появился лишь в этом году. В этом же году фотоаппарат получил престижную премию TIPA, став «лучшей профессиональной зеркальной камерой». Неплохо для камеры, которая создавалась пять лет, не правда ли?
Тяжелая, очень большая, очень дорогая по сравнению даже с топовыми зеркалками, Pentax 645D создана в первую очередь для профессионалов. Главная фишка устройства — огромный 40-мегапиксельный сенсор, который обеспечивает великолепную светочувствительность, проработку цветов и рекордное разрешение. При всех своих достоинствах камера также является оптимальным выбором — она существенно продуманнее и дешевле остальных среднеформатных камер Mamiya и Phase One.
В общем-то, у компании не было другого выбора, кроме как сделать очень хорошую камеру — полнокадровой цифровой зеркалки у Pentax нет, но зато есть прекрасно себя показавшие модели Pentax K-r и Pentax K-5. Получается, что 645D как бы перепрыгнула профессиональный сегмент DSLR и является более статусным и роскошным, но и более узкоспециализированным решением, чем такие модели, как Nikon D3x и Canon EOS 1Ds Mark III.
Pentax выпускает всего 6000 экземпляров камеры в год, а ее покупатели обеспечиваются бесплатным сервисным обслуживанием и ремонтом.
Как видно из характеристик, фотоаппарат очень большой, тяжелый — такой может не уместиться даже в специальные фотосумки, предназначенные для зеркалок. Бросается в глаза высокое разрешение снимков — 40 мегапикселей. Такого разрешения достаточно для печати на больших плакатах, биллбордах, что будет несомненным плюсом при рекламной съемке и коммерческой фотографии.
Давайте посмотрим, с кем Pentax 645D будет конкурировать. Прежде всего, это Nikon D3x с разрешением 24 мегапикселя. Потом, конечно же, Canon EOS 5D Mark II. Ну и затем среднеформатные Phase One 645 DF и Hasselblad H4D-40. Последняя стоит в три раза дороже, чем Pentax 645D. Phase One — в два раза дороже. Ну а Nikon D3x чуть дешевле (буквально на 70 -90 тысяч рублей). Пусть вас не смущает то, что слово «чуть» и цифры 70-90 тысяч рублей стоят рядом. В случае с топовыми камерами (особенно если речь о среднем формате), 70 тысяч — деньги в самом деле смешные.
В комплекте с камерой поставляется USB-кабель, аккумулятор, зарядное устройство, ремень для ношения на шее, а также целый комплект заглушек, наглазников и прочих затычек. Pentax с особой скрупулезностью перечисляет все это, мы же не видим в этого смысла.
Дизайн и эргономикаДизайн системы 645 себя успешно зарекомендовал в течении нескольких десятилетий. 645D — первая полностью цифровая реинкарнация среднеформатной камеры Pentax. Рассматриваемая модель разительно отличается от конкурентов, в ней нет «напыщенности», по удобству работы эта та же зеркалка, только большая. Мы опишем плюсы и минусы 645D в сравнении с обычными зеркалками и среднеформатными камерами, чтобы пролить свет на это загадочное устройство.
Pentax 645D заключена в корпус из магниевого (прочного и относительно легкого) сплава на стальном шасси. Все стыки деталей и кнопки защищены резиновыми мембранами, предотвращающими попадание пыли и влаги внутрь. Это одно из ключевых отличий от других среднеформатных фотокамер: 645D можно использовать не только в тепличных условиях студии, но и в походе, на природе, под дождем. Другие среднеформатные камеры значительно более прихотливы, а сменные задники очень чувствительны к пыли.
Сборка фотоаппарата безукоризненна. Pentax называет корпус «компактным», хотя таким его считать могут только американские баскетболисты и Николай Валуев. Камера очень высокая и широкая. Даже отверстий для крепления на штатив у Pentax 645D имеет два — для портретной и ландшафтной ориентации.
Взяв камеру в руки, невольно ощущаешь себя карликом — рука полностью утапливается в ручке, и, в отличие от обычных зеркалок, свободного пространства около места хвата руки остается много. С другой стороны, фотоаппарат держится в руках как влитой, и если у вас сильные руки — снимать можно и одной рукой, настолько уверенный хват обеспечивают исполинские размеры устройства. Но держать камеру двумя руками все же удобнее, да и только так получится дотянуться до всех органов управления одновременно.
Pentax 645D отлично центрирован по весу, а его эргономика и расположение кнопок напоминает зеркальный фотоаппарат Pentax K-5.
Площадь матрицы камеры в 1.7 раза больше, чем у полнокадровых зеркалок, поэтому больше и тяжелее призма видоискателя, больше зеркало, тяжелее и объемнее сменная оптика. Корпус получился очень массивным. Не стоит воспринимать это как недостаток, это лишь особенность, которая обусловлена крупным сенсором. По-другому быть не могло.
По числу органов управления Pentax 645D впереди всех фотоаппаратов. Их функциональное назначение покрывает буквально каждую отдельную функцию камеры. Данное решение — полная противоположность минималистичному интерфейсу Leica S2.
Включается фотоаппарат так же, как и все зеркальные камеры Pentax — рычажком вокруг кнопки спуска затвора. На рычаг также вынесен и репетир диафрагмы, чтобы можно было оценить глубину резкости фотографии на лету. Рядом с кнопкой спуска затвора находятся две клавиши — экспокоррекции и контроля светочувствительности ISO. Монохромный информационный дисплей на 645D установлен огромный. Кроме исчерпывающей информации по съемке, на него выводится число оставшихся до заполнения карт памяти кадров в выбранных форматах.
В месте хвата указательным пальцем (спереди) и возле упора под большой палец (сзади) расположено два скроллера. С их помощью осуществляется контроль параметров диафрагмы и выдержки и экспозиции.
Кроме пятипозиционного джойстика, на ручке можно обнаружить клавишу фиксации экспозиции, автофокусировки, настраиваемую зеленую кнопку и кнопку DISP. Последняя переключает режимы отображения информации на экране. Зеленая клавиша по умолчанию выставляет автоматические настройки съемки из любого режима — это настоящий спасательный круг, если текущие настройки дают неудовлетворительные фотографии.
Еще два ряда кнопок находятся возле дисплея. Вертикальный ряд кнопок включает кнопки перехода в режим просмотра снимков, отображения съемочной информации, вызова меню и удаления снимков. Под экраном можно обнаружить лампу-индикатор записи изображений, кнопки контроля вспышки, цветовых настроек, режима спуска и баланса белого. На верхней панели камеры, слева, находится еще четыре кнопки.
Клавиша RAW может быть запрограммирована через меню, по умолчанию переключает формат сохранения изображений. Кнопки SD1 и SD2 позволяют выбрать формат записи для каждой карты памяти отдельно. Еще одна кнопка отвечает за брекетинг. Но органы управления не заканчиваются и на этом — также Pentax 645D может похвастаться и рекордным числом переключателей.
Справа от байонета находится рычажок блокировки зеркала (чтобы избежать сотрясений камеры на длинных выдержках, которые возникают при движении большого быстроподъемного зеркальца). Режимы съемки переключаются селектором на левой части корпуса.
Имеются режимы программной автоэкспозиции, приоритета выдержки, диафрагмы, чувствительности, ручной режим и режим длительных выдержек. Собственные настройки съемки можно сохранить в пользовательском режиме USER — это будет полезно, если вам часто приходится снимать в схожих условиях. Под барабаном режимов съемки находится рычажок переключения режимов экспозамера.
Слева от видоискателя находится переключатель постоянной и покадровой автофокусировки. Аналогичный орган управления справа контролирует точки автофокуса. Реализация управления изначально казалась очень громоздкой и тяжелой: столько кнопок и их функции сходу запомнить невозможно. В процессе вдумчивой работы с камерой стало понятно — интерфейс строго зонирован. А разобраться с 645D при желании можно за час-полтора, конечно, если вы уже имели дело с серьезной техникой. Ну а если не имели, то покупка Pentax 645D, скорее всего, будет лишена для вас всякого смысла.
ВыводыPentax 645D — продуманная и очень удобная камера. Вместе с тем, это самая доступная среднеформатная камера. Отдельной похвалы заслуживает видоискатель, дисплей и кнопки для практически всех ключевых функций. Снимки 645D способны поразить самого искушенного пользователя — чистые, с высокой детализацией и очень низким уровнем шумов, с отличной цветопередачей и тональным диапазоном. Без преувеличений уникальный фотоаппарат. Единственное, что не позволяет ему полноценно конкурировать с Hasselblad, Phase One и прочими монстрами — это конструкция. К Pentax 645D нельзя подключить другой задник, в то время как другие системы сохраняют совместимость и в дальнейшем позволяют сравнительно недорого апгрейдиться.
По совокупным характеристикам и соотношению «цена/качество» фотоаппарату можно было простить даже самые жесткие недочеты, но их нет. Среди профессионалов и даже богатых любителей безоблачное будущее модели гарантировано на несколько лет вперед, если, конечно, анонсы новых Nikon D4 и Canon EOS 1Ds Mark IV все не изменят.
Есть две бесконечности - Вселенная и глупость. Впрочем, я не уверен насчет Вселенной (с) Эйнштейн