Форт Русских (форт Царя Иоанна Грозного) - самый старый форт острова, спроектированный в 1899 году авторитетным военным инженером, профессором и полковником царской армии К.И.Величко. К русско-японской войне постройка была в основном закончена, хотя последний камень положен в 1908 году. Расположен форт на самой высокой точке острова - горе Русских. Часть его площади уже почти полвека занимает военная часть ДРЛО (дальнее радиолокационное обнаружение), её зеленые антенны круглосуточно крутятся и хорошо заметны даже с материка (с полуострова Муравьёва-Амурского, где расположен сам Владивосток).
Туристу добраться на форт можно сравнительно легко: в центре города на ул. Петра Великого, садишься на паром или катер, платишь за билет 40 рублей, выходишь с пирса на Подножье и через территорию военного городка поднимаешься прямо в сопку по горно-лесной дороге под углом 35 градусов. Дорога наверх занимает не более часа. Но остерегайтесь энцефалитных клещей, их здесь полно с апреля по июнь.
Вот в этот поход, с посещением знакомых мест, мы с братом Сергеем и отправились. Подъехали на трамвайчике к причалу, рейс на 11-20 выполнял красивый белоснежный катер ПортоФлота. Капитан повёл судно прямо через туман по фарватеру Золотого Рога, проскочили через Канал (остров Елена), и через 40 минут мы уже сошли на пирсе.
Я не был здесь ровно 20 лет. Кажется, за это время прошла целая жизнь: служба на корабле, институт, распределение, первая и единственная жена, маленький сын. А остров остался таким, каким и был: природа вечна. Но как странно видеть сегодняшние изменения: пропуска никто не проверяет, стоят такси - японские микроавтобусы, рядом с нашей старой пятиэтажкой построено несколько новых современных домов.
По пути к нам присоединились ещё 2 туриста, гости из Якутского госуниверситета, Михаил Присяжный и Константин Кривошапкин. Между прочим – настоящие учёные люди. Хотя наша «тур-группа» и выросла до 4-х человек, дорогу на вершину знал только я один, пришлось выступать в роли проводника-экскурсовода. Ещё с тех времён в памяти отложилось, что идти надо через дыру в заборе на территорию военной школы механиков, затем вверх мимо водокачки, и по гребню сопки - трёхгорбовки. Дыра в заборе оказалась на том же месте, что и 20 лет назад(!), никто из военных на нас на нас и внимания не обратил, видно заняты своими проблемами.
По дороге наша четвёрка завела неторопливую научную дискуссию, а Костя собирал образцы для гербария, особенно его, заинтересовали эндемики: гигантские папоротники, калужницы, цветы дикого абрикоса и сакура. Всю дорогу нас сопровождало пение жаворонков и трясогузки. Миша без устали снимал цифровой японской фотокамерой (долларов за 400! ),похожая камера была и у Кости. Видать, хорошие оклады в Якутии!
За разговорами незаметно прошли около часа, почти взобрались на сопку. Ура! конец пути, дорога свернула влево и прошла мимо бетонной казармы форта, где в 50-годы был командный пункт флота «Таллинн», и упёрлась в помещения секретного объекта, о чём гласила предупреждающая надпись на шлагбауме. Всё, тупик. Левую (восточную) часть форта до сих пор занимают военные, возле крутящихся радиолокаторов ходил часовой с карабином. Мы решили туда не ходить и не раздражать охрану.
И царский полковник, и военспецы Советской армии выбрали стратегически правильное место для обороны Родины - сопка является главенствующей высотой 210 метров. Отсюда выкатные орудия могли обстреливать почти все бухты острова, и конечно, Золотой Рог. А радиолокаторы с такой высоты легко засекают цели даже на китайской и северокорейской границе.
Видим, что сопка подвергалась грамотной инженерной переделке, неизвестные нам строители использовали даже скально-гранитный природный рельеф местности. Правда, было это почти 100 лет назад. Но и сейчас все сооружения относительно хорошо сохранились и внушают уважение к труду и инженерной мысли. Другие форты острова более поздней постройки 1910-16 гг. скрыты от наблюдателя, ибо строились уже с учётом опыта русско-японской войны, рельеф сопок почти не нарушался.
Сохранился крепостной ров в форме трапеции, в некоторых местах с эскарпной стороны взобраться наверх без альпинистского снаряжения и сейчас невозможно.
С северной стороны находится бетонная казарма (часть её внутренних помещений используют в бытовых целях военные). Вестибюль украшают круглые каменные колонны, входы во внутренние подземелья хоть и открыты, но без фонарей там можно легко заблудиться или свернуть себе шею. Сверху сооружена многометровая каменно-земляная подушка (тюфяк) выдерживающая попадание даже 420–мм снарядов осадной артиллерии врага.
На верхушке форта, в восточной части находились пороховой погреб и укрытие дежурного взвода артбатареи. Все сооружения из бетона сделаны на совесть, толщина стен метра полтора. Аналогичные форты полковник Величко одновременно построил и в Порт-Артуре. Мы прошагали метров 200 через весь ров, легко открыв окованные толстые железные двери, зашли в залы полукапонира. Удивительно, но железные детали капониров не сняты и в помещениях нет следов от костров.
Больше часа мы путешествовали по сооружениям форта, а затем любовались незабываемым видом сверху, с горы. Внизу и вокруг только широколиственный лес - клён, дуб, липа и пр. Распадки зелёных сопок тянутся далеко, почти до горизонта, большие и малые голубые бухты с красивыми названиями, данными ещё в XIX веке военными гидрографами Российского Флота: Воевода, Рында, Патрокл, Аякс, Новый джигит и др. Перед нами не просто горно-лесистая местность, а кусочек приморской тайги.
Спустившись вниз, отдохнули в тени деревьев на смотровой площадке Подножья, последний раз полюбовались панорамой бухты Новик, островом Елена, Каналом. Капитаны ПортоФлота уверяют, что канал-то был прорыт ещё до 1900 года, одним деловым купцом, а искусственному острову он дал имя своей молодой жены - Елена.
Всё, это путешествие почти закончено, и почему-то стало грустно. Но пора на пирс - нас уже ждут. Идём на материк последним рейсом парома - работяги.
До свиданья, остров Русский, когда-нибудь мы ещё вернёмся сюда!
Игорь Заводовский
Владивосток – 2004 год.
Р.S.
Модераторы: Александр Лешванов, Модераторы форумов
Вернуться в Все о нашем Приморском крае (в общем)