СООБЩЕНИЕ: №11 НАЖАТЬ И СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТО СООБЩЕНИЕ. Автор Александр Лешванов 03 дек 2011, 19:35
Уровни IRE и цифры
Иногда путают цифровые значения яркости, о которых идет речь в настоящей статье, с аналоговыми величинами яркости, которые выражаются в единицах IRE (Institute of Radio Engineers). Действительно, и те и другие являются способами представления черного и белого. Но они относятся к разным областям, и их нельзя применять одни вместо других.
Для аналоговых видеосигналов опорный электрический уровень, представляющий белое, обычно определяется как 100 IRE, причем сами электрические уровни практически одни и те же независимо от формата. Электрический уровень черного зависит от используемого видеоформата и даже от страны, в которой вы находитесь. В системах PAL и японской версии NTSC черное всегда определяется как 0 IRE. В Северной Америке для композитного видеосигнала NTSC используется электрический уровень 7,5 IRE, иногда называемый установочным. Для компонентного видеосигнала в Северной Америке черное может быть представлено значениями 0 или 7,5 IRE. Как показывает наш опыт, чаще встречается 7,5.
Модули аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования вашей видеоплаты или деки в состоянии определить, как нужно преобразовывать значения яркости между этими двумя представлениями. Например, если установлена настройка 0 IRE, а выходной поток данных после оцифровки удовлетворяет спецификации 601, то видеосигнал с уровнем 0 IRE преобразуется в значение 16, а видеосигнал с уровнем 100 IRE - в 235. Там, где сигнал превышает 100 IRE, получатся значения больше 235.
Если бы тот же поток данных оцифровывался с помощью аппаратуры, настроенной на 7,5 IRE, то значение 16 получилось бы для видеосигнала, равного 7,5 IRE, а значение 235 - для сигнала с уровнем 100 IRE. У большинства видеомонтажных систем имеется переключатель 0/7,5 IRE, но в некоторых из них (например, в Media100) это опорное значение фактически изменяется только на выходе, а на входе всегда поддерживается уровень 7,5 IRE для систем NTSC.
Некоторые ошибочно полагают, что диапазон яркостей от 16 до 235 означает, что использовалась настройка 7,5 IRE, но это не так. Например, значение 16 задает уровень черного в любой системе с настройкой 0 IRE, включая PAL и японский NTSC. Допустим, что видеозапись выполнена с настройкой 7,5 IRE, но потом оцифрована аппаратурой, в которой черным считается 0 IRE, а затем передана через кодек, в котором черный видеосигнал растягивается вниз до численного значения 0. Тогда в выходной записи, имеющей настройку 7,5 IRE, черное действительно примет значение около 16 - но лишь потому, что кто-то сделал ошибку.
Можно представить себе, сколько разных комбинаций может возникнуть, если не следить за соответствием между диапазонами яркости сигнала в цифровом и аналоговом представлениях по всей производственной цепочке. Поэтому важно проверять, какое определение яркости используется в каждом звене этой цепочки, и в нужных случаях выполнять соответствующие преобразования.
Если вы имеете дело с кодеком, в котором общепринятый внутренний диапазон значений 16-235 растягивается в диапазон 0-255 для программной обработки, нужно быть особенно осторожным при оцифровке ленты и проследить, чтобы в исходном материале не происходило регулярное превышение уровня 100 IRE, - иначе сигнал в таких местах будет позже просто обрезан кодеком. Для этого необходимо правильно настроить входной усилитель, который может быть как внешним, так и встроенным в саму монтажную систему.
Как определить, при каком опорном уровне была записана видеолента - 0 или 7,5 IRE? Последите за осциллографом в процессе ввода и за индикаторами уровня сигналов цвета. Отметьте, до какого минимального уровня опускается сигнал изображения. Если в вашей системе осциллографа нет, можно воспользоваться таким ненаучным методом: посмотрите на цветовые полоски в тестовой картинке, а именно на три узкие полоски PLUGE (Picture Line-Up Generator) в правом нижнем углу. Средняя из этих трех полосок отображает опорный черный цвет. Соседние полоски соответствуют уровням на 4 IRE ниже и выше опорного черного.
Теоретически вам нужно настроить монитор так, чтобы центральная опорная полоска и находящаяся рядом с ней более темная сливались друг с другом. Этим вы обеспечите соответствие черного в видеосигнале черному на экране монитора. На практике же многие мониторы, которые мне встречались, по умолчанию настроены на более высокую яркость. Поэтому если вы видите все три полоски, то вполне вероятно, что данная запись выполнялась при 7,5 IRE, а более темная полоска соответствует 3,5 IRE. Если же вы видите одну полоску двойной ширины и одну более светлую, то сигнал мог быть записан при 0 IRE, и тогда более темная полоска слилась со средней.
Такой подход не очень надежен (вдруг ваш монитор на самом деле откалиброван правильно), но если других идей нет, какой-то ключ к отгадке может дать и она. Чтобы гадать приходилось меньше, мы стали помечать все свои записи как сделанные при 0 или 7,5 IRE. Это полезная практика. Вам не только стоит самому ее придерживаться, но и поощрять к этому тех, с кем вы работаете.
NIKON-D90, AF-S 18-105, AF-S 14-24, AF-S 24-70
Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! ; Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! ; Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь! ; Cсылки закрыты для гостей. Пожалуйста зарегистрируйтесь!