Дорога к морю
В молодости сборы на охоту и отъезды занимали совсем немного времени. После первой поездки в сезоне, а, особенно второй, приготовления к последующим происходят, как бы, в автоматическом режиме. Нужные вещи отобраны и сложены в одном месте. Всё проверено, подогнано, отремонтировано. И, в день, который напарники назначают для отъезда, два молодых мужика, бегая от двора до берега, мигом загружают в лодку весь экспедиционный скарб.
Часто, наши сборы совпадали с приготовлениями двух старых охотников Мирова и Калистратова, чья лодка стояла в ерике по соседству с моей. Они начинали грузить свой «Крым» за пару часов до нас, но делали это не шатко, ни валко, с непонятными для нас перекурами. И, часто, выходя из ерика, мы видели их, сидящих возле своей наполовину загруженной лодки, и беседующих непонятно о чём.
Правды ради, «быстро» у нас не всегда означало «хорошо». И случаев, когда мы уезжали из дома, забыв что – нибудь, предостаточно.
Поездка без куска мыла запомнилась попытками умываться, используя ил. Намазывая им щёки, мы убеждали друг друга, что это походит на глинистые маски, практикуемые женщинами.
В другой раз, забытая бритва заставила не только точить охотничий нож на камне и оселке, но, и, доводить его на кожаном ружейном ремне. И, всё равно, бритьё ножом, особенно, верхней губы, вспоминается с содроганием.
Была поездка, когда, возле Житного, мы спохватились, что забыли дома котлы. Несколько дней на сухомятке мы бы ещё вытерпели, но не в чем было кипятить воду. И мы заехали в Житное, выпросили у незнакомой доброй женщины кастрюлю с крышкой, пообещав рассчитаться дичью. Как на грех, охота в тот раз оказалась никудышной, и мы, пускаясь в обратный путь, решили заплатить за использование кастрюли деньгами. Но судьба решила проучить разгильдяев. Раскаты в то время были мелководными, и чащё всего, мы выходили из моря до Жеребячьего ерика пешком, волоча лодку за собой. Но, именно в тот раз нам повезло. Несильная морянка приподняла уровень воды, и, вдобавок, на пути встретилась бороздина достаточной глубины и длины, чтобы выйти в ней на глиссирование. И мы понеслись по мелякам к выходу из моря, когда порывом встречного ветра неожиданно сорвало крышку с кастрюли, стоявшей на носовой палубе, и унесло за корму. Если бы мы заглушили мотор и подобрали крышку, то оставшиеся три километра нам пришлось бы толкаться шестами. И мы, плюнув на потерю, понеслись дальше. В Житном, на наше счастье, хозяйки дома не оказалось. Мы вошли в незапертый двор, оставили на крылечке кастрюлю без крышки, а в ней деньги, и записку с извинениями, придавив бумажки камешком.
Но, один из наших молниеносных отъездов запомнился особо.
Как-то, в октябре 198.. года, было решено, что утром следующего дня мы с Николаем поедем в дельту. На пробу, ещё с вечера, загрузили лодку всем, кроме ружей и патронов. И, предвкушая завтрашний поход, неспешно вечеряли у него на летней кухне. Застолье прерывалось выходами в Николаев сад. Дышали свежим воздухом и любовались восходящей полной луной. В один из перекуров, когда луна поднялась к зениту, и стало светло, как днём, Николай, вдруг, спросил меня:
- А, слабо, тебе, выехать сейчас, не дожидаясь утра?
- Вовсе не слабо! Было бы желание – отвечала моими устами подогретая спиртным гордость, зажимая рот судоводителю, сидевшему во мне.
Решено – сделано! Всего-то и дел: взять ружья, патроны, вытолкать лодку на середину ерика, и завести «Вихрь».
В те годы меженный уровень Волги был на метр с гаком выше, чем сейчас, и воды в Шантемире вполне хватало, чтобы двигаться под мотором. Выйдя на Волгу, даю полный газ. Гружёный «Крым» под слабоватой «двадцаткой» неспешно выходит на глиссирование.
Ту поездку я буду помнить всегда. При полном безветрии, летящая по воде лодка казалась неподвижной. Мотор звучал ровно, без надрыва. Оно и понятно: днём на Волге, а, особенно, по Главному Банку, была толчея от барж,танкеров и сухогрузов, разводивших крупные волны. «Крым», попадая между ними, с немощным двадцатисильным «Вихрём» преодолевал их медленно и неуверенно. Перегруженный движок сбрасывал обороты и, завывая, нехотя набирал их.
Ночью всё было по-другому. По зеркальной глади воды мотор нёс нашу лодку быстро и легко. Полная луна заливала судовой ход ярким светом. Видимость была отличной, и, я, плавно поворачивая «Крым», вел его зигзагом от мыса к мысу, от зелёных бакенов до красных, и снова к зелёным. Пролетаем села – Икряное, Маячное… Сворачиваем в Ямную. В те времена, днём по ней носились пассажирские «Ракеты». Много раз, застигнутый врасплох звуком их сирен сзади, быстро убирал лодку на край судового хода. А, ночью « Ракеты» не ходят. Проскакиваем мимо Чулпана и Староволжского. Минуем красный бакен в конце Ямной, и поворачиваем налево, к Житному. Часто, проезжая здесь ветреным днём, с трудом продвигались среди высоких волн, гулявших на широком разливе. Но этой ночью ничто не мешает нам. Минуем последний разлив у тони «Мартышка», и заходим в Жеребячий ерик. В тесной протоке врезаться в таких же полуночников, идущих снизу, не хочется, поэтому включаю мигающий красный фонарь. Бережёного Бог бережёт!
Проходим Жеребячий за двадцать минут, и оказываемся на раскатах, не доехав с километр до Второго Перелаза. Но, дальше пути нет: прямо по курсу стоит земснаряд с погашенными огнями.